История профсоюза
РОСПРОФЖЕЛ
1905-2022
21 апреля 2022 года одной из самых крупных и влиятельных в России общественных организаций - Российскому профессиональному союзу железнодорожников и транспортных строителей исполнилось 117 лет.
Отстаивание интересов членов профсоюза на протяжении всей истории было и остаётся главной задачей отраслевого профсоюза. Сменилось не одно поколение железнодорожников, политический строй, менялись названия и лидеры профсоюза, но основная его миссия – защита социально-экономических и трудовых прав работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей – остаётся неизменной.
Сегодня РОСПРОФЖЕЛ насчитывает 1 244 925 членов профсоюза, уровень профсоюзного членства среди работающих и учащихся 93%. Из общего числа ППО - 30% имеют 100% уровень профсоюзного членства среди работающих.
РОСПРОФЖЕЛ объединяет 18 дорожных территориальных организаций Профсоюза, 7 территориальных организаций профсоюза, 60 структурных подразделений Дорпрофжел, 152 объединённых первичных, 3 197 первичных профсоюзных организаций. В состав ППО входят 2 171 цеховая профсоюзная организация и 32 545 профгрупп. Организации РОСПРОФЖЕЛ и их структурные подразделения действуют в 74 субъектах Российской Федерации.
РОСПРОФЖЕЛ объединяет организации профсоюза, действующие в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» и в более 70 его дочерних и зависимых обществах,в том числе: АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Федеральная грузовая компания», ПАО «Трансконтейнер», АО «РЖДстрой», АО «Росжелдорпроект», АО «БетЭлТранс», АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», ОАО «Элтеза», а также ООО «ЛокоТех-Сервис», ООО «СТМ-Сервис», ОАО «Первая грузовая компания», АО «Вагонреммаш», АО «Желдорреммаш», АО «ЖТК» и многих других.
Славная история РОСПРОФЖЕЛ началась в 80-х годах XIX века, когда закладывалось общественное движение железнодорожников в защиту своих экономических интересов. В авангарде этих процессов стояли рабочие Московского и Петербургского железнодорожных узлов, Красноярска, других крупных городов Сибири. А катализатором создания профсоюзов в 1895 году стала историческая забастовка железнодорожников Главных мастерских Московско-Казанской железной дороги, когда в сборном цехе по выпуску паровозов рабочим была урезала заработная плата. Представители рабочих всего узла тогда предложили идти на переговоры к управляющему дорогой. Около двух тысяч рабочих двинулись по Каланчевской площади к Рязанскому вокзалу, где помещалось Управление дороги. В результате массовой акции начальник мастерских был уволен, расценки увеличены до требуемого уровня, а деньги из пенсионной кассы получили все желающие. Эта победа железнодорожников Московско-Казанской железной дороги породила волну забастовок, которая прокатилась по Московско-Курской, Московско-Ярославско-Архангельской, Николаевской, Санкт-Петербург-Варшавской и ряду других дорог Центра, Северо-Запада России и Сибири. Но только в январе 1905 года в мастерских Московского и Петербургского железнодорожных узлов, на дорогах Сибири, Урала, Забайкалья и Юга России явочным порядком стали создаваться профессиональные организации железнодорожников.
Датой рождения отраслевого профсоюза железнодорожников считается 20-21 апреля 1905 года, когда состоялся первый учредительный съезд в Москве, провозгласивший создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. Съезд принял Платформу, в которой говорилось, что «Целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократического государственного строя». К началу февральской революции 1917 года численность членов профсоюзных объединений составляла почти 800 тысяч человек, на предприятиях были образованы месткомы.
21 февраля 1919 года принято решение о создании единого производственного союза. Численность членов профсоюза в этот период была уже порядка 1 млн. 250 тысяч человек. В августе 1922 года профсоюзом работников железнодорожного и водного транспорта был подписан первый Генеральный коллективный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и ЦК профсоюза. Позже профсоюз рабочих железнодорожного транспорта был поделён на пять самостоятельных профсоюзов: рабочих железных дорог Центра, Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии и профсоюз рабочих железнодорожных заводов.
С 20-х годов вплоть до начала Великой Отечественной Войны деятельность железнодорожных профсоюзов под влиянием партийных установок была направлена на решение производственных вопросов: повышение производительности труда, контроль за трудовой дисциплиной, развитие социалистического соревнования, подъем ударничества и ужесточение режима экономии. Между тем, несмотря на давление партии и администрации, профсоюз всегда пытался отстаивать трудовые и социальные права каждого своего члена из числа рабочих железнодорожных предприятий, контролировал условия труда, быта и производственной безопасности.
Исторически сложилось так, что глобальную, эффективную систему социального страхования в нашей стране также формировали профсоюзы. В 1933 году решением ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС профсоюзам было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило их роль и значение. Как показала практика, в том числе современная, профсоюза достойно управляли социальным страхованием и эффективно использовали средства на профилактику, оздоровление и детский отдых.
«Вставай, страна огромная!» — этот призыв одними из первых услышали профсоюзы. Услышали и начали действовать. Уже в первые дни войны движением под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!» руководил профсоюз. Из активистов профсоюзов создавались специальные формирования, которые помогали организовать работу в новых условиях, поддерживали в работниках, в своих коллегах дух патриотизма, трудового героизма и полной самоотдачи. Эвакуацию заводов и населения из прифронтовой зоны партия тоже поручила профсоюзам под руководством председателя ВЦСПС Николая Шверника.
Профсоюз железнодорожников взял на себя выполнение задачи организации скоростного продвижения воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. Только во второй половине 1941 года железнодорожным транспортом было перебазировано на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию свыше 2600 промышленных предприятий и 18 миллионов рабочих, служащих и их членов семей. В это же время на фронт было переброшено 290 дивизий, 94 стрелковые бригады и 2 миллиона человек, мобилизованных в армию. Более 1000 километров в сутки (при норме 500 километров) преодолевали поезда с воинскими эшелонами. Именно скоростной фактор продвижения воинских частей и грузов с Дальнего Востока и Сибири сыграл решающую роль в исходе обороны Москвы. История хранит бесчисленные примеры героизма железнодорожников, приводивших поезда к самой линии фронта, выводивших составы из под огня и бомбёжек, воевавших на бронепоездах и увековечивших свои имена беспримерными ратными и трудовыми подвигами.
За первые шесть месяцев с начала войны железнодорожные строители выполнили такой объем восстановительных работ на разрушенных участках железных дорог, которого было бы достаточно для постройки новой 400-километровой железнодорожной линии. Движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось.
В начале 1942 года только на четырёх железнодорожных узлах – Московском, Рязанском, Рыбинском и Ряжском насчитывалось свыше 750 «двухсотников», которые выполняли производственные задания более чем на 200%. Их девизом было: «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Московский метрополитен стал бомбоубежищем, где укрывалось население столицы.
Профсоюзные организации участвовали в работе по обучению и подготовке бойцов-лыжников, медицинских сестёр, организации сбора тёплых вещей для фронта, возрождению субботников и воскресников, сбору средств в Фонд обороны. Совместно с профсоюзом медработников было сформировано и оснащено несколько банно-прачечных и дезинфекционных поездов для фронта.В послевоенные годы отраслевой профсоюз активно участвовал в восстановлении народного хозяйства. В ходе соревнования за успешное выполнение пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства на железнодорожном транспорте при участии профсоюзных организаций значительно расширилась творческая деятельность изобретателей и рационализаторов. К концу пятилетки среди железнодорожников 41 процент работников стали стахановцами, 30 процентов – ударниками производства. Уже к началу 1948 года железнодорожный транспорт был полностью восстановлен.
В октябре 1948 года произошло объединение профсоюзов железнодорожников в единый профсоюз рабочих железнодорожного транспорта численностью около 3 миллионов железнодорожников и транспортных строителей Советского Союза. Профсоюз в это время значительное внимание уделял решению социальных проблем железнодорожников и транспортных строителей, особенно обеспечения их жильём. 19 января 1982 года XIII съезд профсоюза принял решение о переименовании в «Профессиональный союз рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства». С принятием в начале 1991 года Закона СССР «О железнодорожном транспорте», заложившего предпосылки перехода отрасли к рыночной экономике, начала акционирования организаций транспортного строительства профсоюз прилагал огромные усилия, чтобы создать глубоко продуманную систему социальных гарантий труженикам, ключевыми звеньями которой стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договора на предприятиях. И такие документы в результате коллективных переговоров были подписаны в феврале 1992 года.
В этих соглашениях в качестве представителя работодателя выступало Министерство путей сообщения Российской Федерации и государственная корпорация «Трансстрой», от имени государства выступало Правительство Российской Федерации. Работников представлял Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей России. Роль первых отраслевых тарифных соглашений трудно переоценить. Они способствовали в полном смысле этого слова выживанию как железнодорожной отрасли и отрасли транспортного строительства, так и самих работников в смутные 90-е годы. Такие вопросы как выплата зарплаты, её индексация в период галопирующей инфляции 90-х, занятость, условия труда и отдыха, социальных льгот и гарантий, защита пенсионеров и молодёжи, условия работы профсоюза и другие жизненные вопросы были в сфере действия этих отраслевых тарифных соглашений. В 1992 году, в ходе социального диалога профсоюзом были решены важные социальные проблемы, в том числе приняты отраслевые и дорожные программы занятости, согласованы документы по вопросам заработной платы, срокам её выплаты, разработке отраслевой жилищной программы. С 1992 года по настоящее время заключено 12 Отраслевых тарифных и Отраслевых соглашений по железнодорожному транспорту и 11 отраслевых соглашений по транспортному строительству, которые стали основой для подписания сотен коллективных договоров. С 1995 года заключено 9 Отраслевых соглашений по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту. А с 2005 года заключено 5 Отраслевых соглашений по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
25 февраля 1997 года XXVI съезд Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России принял постановление о переименовании в Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ). Заложенные за эти годы в отрасли традиции социального партнёрства обеспечивают социальную защищённость работников и ветеранов железных дорог, повышение их благосостояния и уверенность в завтрашнем дне. Отраслевые соглашения и коллективные договоры, программы занятости, улучшения условий труда и производственного быта, оздоровления, страхования их от потери профессии по медицинским показаниям, разработанные профсоюзом или в сотрудничестве с работодателями, а также целый комплекс других мер, обеспечит гарантируют устойчивый моральный климат в трудовых коллективах, способствуют их сплочению и воспитанию новых поколений в духе патриотизма, преданности избранной профессии и уважения к людям старшего возраста.