Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта
Отраслевое соглашение распространяется на членские организации Объединения «Желдортранс» и организации, присоединившиеся к Соглашению в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 48 ТК РФ.
Действие Отраслевого соглашения распространяется более чем на 890 тысяч работников организаций, в которых действуют первичные профсоюзные организации РОСПРОФЖЕЛ и заключены коллективные договоры на основе Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта, а также на членов их семей и неработающих пенсионеров.
На основании Соглашения в организациях, где действуют первичные профсоюзные организации РОСПРОФЖЕЛ, заключено более 360 коллективных договоров, в том числе и Коллективный договор ОАО «РЖД».
Из истории:
первое Отраслевое тарифное соглашение заключено 28 февраля 1992 года между Правительством Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и Независимым профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.
Заключением первого Отраслевого тарифного соглашения было положено начало системе социального партнерства в железнодорожной отрасли современной России.
Начиная с 1992 года Отраслевые соглашения заключаются на регулярной основе. С 2011 года Отраслевое соглашение заключается на 3-летний период.
В первом Отраслевом тарифном соглашении были закреплены такие льготы, как:
- бесплатный проезд железнодорожным транспортом (гарантия для работников железнодорожного транспорта предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и является обязательной для включения в коллективный договор);
- дополнительные отпуска за тяжелые и вредные, особо тяжелые и особо вредные условия труда сверх отпуска продолжительностью 24 рабочих дня;
- обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- обязательное обеспечение питанием в пути следования работников отдельных категорий, связанных с разъездным характером труда;
- обеспечение бытовым топливом;
- разовая материальная помощь и возмещение дополнительных расходов семьям железнодорожников, погибших на производстве;
- бесплатная медицинская помощь железнодорожникам и членам их семей;
- организация оздоровления работников и членов их семей и другие.
Перечень социальных гарантий, компенсаций и льгот постоянно расширяется, так, например:
С 1993 года начались выплаты единовременного поощрения железнодорожникам при уходе на пенсию.
С 1994 года – выплаты работникам локомотивных бригад за поездку в размере суточных при служебных командировках.
С 1998 года – выплаты работникам при сокращении численности или штата, сверх предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
В Отраслевое соглашение включены такие гарантии как, негосударственное пенсионное обеспечение работников, предоставление работникам дней дополнительного отпуска при рождении ребенка, регистрации брака, в случае смерти членов семьи, льготы молодым специалистам, установлены доплаты к пособию по беременности и родам для доведения его размера до среднемесячного заработка работника и другие.
Посредством заключения Отраслевых соглашений удалось решить целый комплекс вопросов социально-экономического характера: повысить оплату труда, внедрить механизм ее индексации, улучшить условия труда и обеспечение занятости работников, расширить социальный пакет работника и неработающего пенсионера и многое другое.
По инициативе Профсоюза 23 октября 2007 года создано Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (Объединение «Желдортранс»), которое стало стороной работодателя при подписании новых Отраслевых соглашений после прекращения деятельности Министерства путей сообщения Российской Федерации.