РОСПРОФЖЕЛ
РОСПРОФЖЕЛ
РОСПРОФЖЕЛ
РОСПРОФЖЕЛ
Общественная организация – Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ)

Подписано новое Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2023 - 2025 годы

Об этом в ходе торжественного селекторного совещания, посвященного Дню железнодорожника, проинформировал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

От стороны работодателей Соглашение подписано председателем Совета Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта (Объединения «Желдортранс») Дмитрием Шахановым, от стороны работников – председателем Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) Сергеем Черногаевым.

Это уже 13-й подобный документ социального партнерства в железнодорожной отрасли, не считая того, что еще 4 раза действующие Соглашения продлевались (первое соглашение (тогда это было отраслевое тарифное соглашение) было подписано в 1992 году).

Подписанию нового Соглашения предшествовала большая и конструктивная совместная работа РОСПРОФЖЕЛ и Объединения «Желдортранс» с активным участием ОАО «РЖД», которые, несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию в условиях беспрецедентного санкционного давления на экономику Российской Федерации, учитывая многолетние традиции и реальное социальное партнерство в железнодорожной отрасли, сумели договориться о сохранении всех традиционных гарантий, компенсаций и льгот, предоставляемых работникам и неработающим пенсионерам.

При подготовке нового Соглашения за основу взято действующее Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020 - 2022 годы.

В ходе коллективных переговоров было проведено 4 заседания рабочей группы Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорта, 3 совещания координаторов Отраслевой комиссии и более 10 расширенных консультативных совещаний, на которых было рассмотрено около 300 поступивших предложений (большинство из которых поступило от организаций РОСПРОФЖЕЛ), а также проведено итоговое голосование членов Отраслевой комиссии (в режиме заочного голосования), по итогам которых сформирован окончательный текст Соглашения.

В текст Соглашения внесены улучшающие изменения: 15 – новых и более 30 – уточняющих и редакционных.

Всего для работников теперь предусмотрено более 60 различных гарантий, компенсаций и льгот, и еще 10 – для неработающих пенсионеров, а также дополнительные льготы для ветеранов Великой Отечественной войны и Почетных железнодорожников.

Сторонами социального партнерства были сохранены все обязательные для исполнения в организациях железнодорожного транспорта нормы действующего Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы, которые отдельные работодатели предлагали перенести в необязательные для исполнения нормы (выполнение которых зависит от финансово-экономического положения конкретной организации, в том числе по размерам выплат при увольнении впервые на пенсию, по бесплатному проезду железнодорожным транспортом и другие), нормы охраны труда, развития и сохранения кадрового потенциала, гарантиям неработающим пенсионерам.

Среди существенных изменений, внесённых в текст нового Соглашения, можно отметить следующие.

Теперь четко указано, что индексация заработной платы работников производится ежегодно в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В Соглашение включен новый пункт, предусматривающий, что в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения распространения инфекционных болезней работодатели содействует в проведении вакцинирования работников.

Также указано, что работодатели и профсоюзные организации проводят совместную работу по пропаганде здорового образа жизни.

Предусмотрено, что формирование условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи должно проводиться с учетом традиционных культурных и семейных ценностей.

С учетом изменений в федеральном законодательстве в Соглашении определено, что возраст «молодого работника устанавливается «до 35 лет (включительно)».

По предложению Объединения «Желдортранс» в Соглашении определено, что стороны социального партнерства считают приоритетными направления в совместной деятельности в области реализации молодежной политики закрепление молодежи в организациях, содействие повышению профессиональной квалификации, служебному росту, правовой и социальной защищенности молодежи в интересах развития кадрового и интеллектуального потенциала организации.

Формализована норма о том, что работники могут быть представлены к государственным наградам и наградам федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства транспорта Российской Федерации, организации, Профсоюза и соответствующей организации Профсоюза.

Согласованы и включены совершенно новые актуальные на сегодняшний день нормы:

- работодатель в соответствии с коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, принятыми с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной организации Профсоюза, может представлять дополнительные гарантии и льготы работникам – членам трудовых династий на железнодорожном транспорте;

- с целью поддержки волонтерского движения и проведения волонтерских мероприятий Организации, с учетом своего финансово-экономического положения, могут предусматривать Работникам – волонтерам меры дополнительной социальной поддержки в коллективных договорах и (или) локальных нормативных актах, принятых с учетом мотивированного мнения соответствующей первичной организации Профсоюза.

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации в раздел охраны труда внесены важные изменения.

Так установлено, что работодатель представляет работникам информацию об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, о предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ, а также обеспечивает ознакомление работников под роспись с требованиями охраны труда и иными обязательными для ознакомления документами.

Уточнён пункт об обеспечении питьевой водой работников. Конкретизировано, что работники должны обеспечиваться природной и (или) бутилированной питьевой водой в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

Установлено, что работодатели обеспечивают работников исправным инструментом и средствами малой механизации.

Теперь установлено, что работодатель обязан извещать выборный орган соответствующей первичной организации Профсоюза о каждом несчастном случае на производстве, а не только о каждом групповом тяжелом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом, как это предусматривалось ранее.

Профсоюзной стороне, к сожалению, не удалось добиться установления в Соглашении конкретных размеров выплат семьям погибших на производстве работников и работников, получивших группу инвалидности вследствие несчастного случая на производстве. При этом, решен вопрос о том, что работодатель занимается вопросами организации отдыха и оздоровления в детских оздоровительных лагерях не только детей работников, состоящих с ним в трудовых отношениях, но и детей работников, погибших в результате несчастного случая на производстве.

Из Соглашения исключена фраза о том, что перечень присоединившихся к Отраслевому соглашению организаций является приложением к настоящему Соглашению. Это сделано в связи с тем, что предусмотренные статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации консультации по правомерности отказа ряда организаций от присоединения к Отраслевому соглашению Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации последние годы не проводились, поэтому перечень сформировать стало невозможно.

После подписания Соглашение направлено в Федеральную службу по труду и занятости для его регистрации по установленной трудовым законодательстве процедуре.

Новое Соглашение вступит в силу с 1 января 2023 года. Его действие распространится более чем на 1 миллион работников железнодорожной отрасли. На его основе будут заключаться коллективные договоры организаций железнодорожного транспорта, в том числе крупнейшего работодателя страны – компании «Российские железные дороги», новый коллективный договор которой на 2023 - 2025 годы запланировано подписать до 30 ноября текущего года.


Лощагин Александр

Партнеры профсоюза