Без налога вкуснее
Ольга Прямицына, корр. «Сигнала»
В январе вступил в силу закон об освобождении от налогообложения на стоимость горячего питания, предоставляемого работодателем железнодорожникам, выполняющим определенные виды работ. Инициатива отмены налога принадлежит РОСПРОФЖЕЛ.
Напомним, что коллективным договором ОАО «РЖД» предусмотрено, что работодатель бесплатно предоставляет горячие обеды работникам, задействованным в отдельных видах работ в рамках производственно-технологической деятельности компании в местах, где отсутствует необходимая инфраструктура для питания. Это железнодорожники, занятые на ремонте инфраструктуры в «окна» продолжительностью не менее четырех часов, на аварийно-восстановительных работах и на ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Но в соответствии с налоговым законодательством, бесплатное горячее питание расценивалось как полученная работником прибыль, следовательно, с нее удерживался налог — НДФЛ в размере 13%.
«В профсоюзе накопилось большое количество обращений от работников по компенсации стоимости питания на летних путевых работах и на ремонте инфраструктуры и выплаты налога на нее. Почему у работников возникал такой вопрос, понятно, — по их мнению, нарушался принцип справедливости: не им принадлежит инициатива организовывать работу так, чтобы не тратить время на готовку, хранение и перевозку пищи, тем более что это небезопасно с точки зрения гигиены, — говорит заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов.
— Поэтому задачу по обеспечению работников горячими обедами уже очень давно взял на себя работодатель. Но при этом по закону он обязан был предъявлять со стоимости питания подоходный налог на работника».
«На нашем предприятии сложилась ситуация, в которой работники не были осведомлены о том, что с горячего питания берется налог. Они были в длительной командировке на Забайкальской дороге, вернулись и уже позже получили расчетные листы, в которых было указано удержание НДФЛ с обедов, — рассказывает председатель ППО Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Ртищевского железнодорожного узла Светлана Сидорина. — Конечно, они были недовольны, так как это сказалось на размере зарплаты, обращались ко мне с вопросами, просьбами как-то повлиять на эту ситуацию».
Ежегодно количество работников железнодорожного транспорта, обеспеченных бесплатным питанием на ремонтных работах, составляет более 50 тыс. человек. Сумма НДФЛ в годовом выражении — около 90 млн руб., как говорится в пояснительной записке к новому закону.
При этом, если сравнивать железнодорожную отрасль с другими видами транспорта, то оказывается, что в судоходстве, или гражданской авиации, персонал также получает бесплатное питание. Однако по документам оно проходит не как прибыль, а как так называемое натуральное довольствие, то есть продовольственное обеспечение, стоимость которого не подлежит обложению НДФЛ.
То же самое предлагал сделать относительно железнодорожников и РОСПРОФЖЕЛ. Речь шла об утверждении на уровне федерального законодательства обязательства ОАО «Российские железные дороги» обеспечивать отдельные категории работников бесплатным рационным питанием, что позволит снизить налогообложение для них. Идея, по словам председателя первички Московской дирекции по ремонту пути Александра Агриомати, буквально витала в воздухе: тема налога на питание касалась работников сразу нескольких дирекций ОАО «РЖД», занятых на ремонтных работах.
Эту тему профсоюзные работники поднимали неоднократно на встречах и совещаниях, затем ее взял в разработку центральный комитет профсоюза. И статью 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» дополнили новым пунктом. Он гласит, что бесплатным рационом питания (натуральным довольствием) за счет средств работодателя обеспечиваются работники железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющие на объектах инфраструктуры более четырех часов подряд во время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции, ряд определенных работ.
А именно: аварийно-восстановительные работы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, реконструкцию объектов инфраструктуры, ремонт объектов инфраструктуры, очистку железнодорожных путей и стрелочных переводов при ликвидации снежных заносов.
«Мы высоко ценим то, что наше обращение было поддержано компанией и нашло отклик у законодательной власти», — отметил Андрей Карабанов.