Дело семьи
Екатерина Белова, Дорпрофжел на ДВЖД Владивосток
Почетный железнодорожник Людмила Васильевна Бударина — представитель большой династии. Из девяти детей восемь пошли по стопам отцамашиниста, связав свою жизнь с железной дорогой.
Детство Людмилы Будариной, в девичестве Киселевой, прошло в Приморском крае в Лесозаводске. Она родилась за три месяца до начала Великой Отечественной войны. Отец, работавший машинистом паровоза, был командирован на станцию Ружино для обеспечения фронта продуктами.
После Победы ему в качестве поощрения предложили перевестись в Москву или Владивосток. «Папа выбрал портовый город. Семья у нас большая, на тот момент уже было 9 детей, а глобальный переезд — дело хлопотное, — рассказывает Людмила Васильевна.
— Во Владивостоке мы разместились в железнодорожном «городке», в небольшой квартире в одноэтажном бараке. Это был 1946 год. Отец руководил колесным цехом в паровозном депо станции Первая Речка, старший брат Григорий стал начальником отдела кадров резерва проводников вагонно-пассажирского депо Владивосток, позже он возглавил Райпрофсож Владивостокского отделения дороги.
Все мои братья и сестры, за исключением Сергея, имевшего инвалидность, тоже работали на железной дороге в самых разных профессиях: от проводника и начальника поезда до слесаря в локомотивном депо и механика рефсекции. Людочка же с детства мечтала стать химиком, но не прошла по конкурсу в университет.
Старший брат, видя, как переживает сестра, предложил попробовать ей себя в роли диктора на вокзале Владивосток, тем более что и опыт у девушки был — на школьных переменах она зачитывала все приказы и объявления по громкой связи. «29 декабря 1959 года я начала работать диктором, а через три месяца мне предложили перейти в билетные кассы пригородного назначения, — продолжает Людмила Васильевна.
— В это время пошли первые электропоезда, пассажиров было так много, что мы, если выходной выпадал на воскресенье, выходили на смену. Все делали вручную: тогда были в ходу картонные билеты, на которых с помощью компостера пробивали даты и время отправления поезда. До сих пор помню цены — проезд из Владивостока до станции Угольная стоил 28 коп., а до Санаторной — 20. Когда начиналась посадка, открывались большие железные ворота для прохода на перрон.
В 1962 году меня перевели в кассы, обслуживающие поезда дальнего следования». Параллельно Людмила получила железнодорожное образование и стала работать бухгалтером. Но при этом ее тянуло не к цифрам, а к людям. И в 1976 году Бударину перевели дежурным помощником начальника вокзала Владивосток.
«Мы отвечали не только за чистоту вокзала, но и за порядок на платформах, привокзальной площади. Если шел снег, к пяти утра должны были быть почищены лестницы. Здание закрывалось ночью, в перерыве между движением, на генеральную уборку. За два часа мы должны были выполнить серьезный объем работы, — продолжает она.
— Это сейчас наш вокзал выглядит как с картинки, а тогда он был по-настоящему «живым» — большой поток людей шел беспрерывно. Несмотря на напряженный график, на работу я ходила с большим удовольствием. У нас был замечательный коллектив».
Сегодня династию Киселевых — Будариных продолжает невестка Виктория и внучка Екатерина, они работают во Владивостокском центре организации работы железнодорожных станций.