В мечтах греховных
Валерий Брок, внеш. корр. «Сигнала»
«Греховной мечтой является попытка проникнуть в подземный мир», писала пресса по поводу проектов метро в СанктПетербурге и Москве, появившихся в конце 1890х начале 1900х годов.
Первое предложение о строительстве в Москве электрической железной дороги, которая была прямо названа Mеtropolitain, было сделано в июне 1901 года петербуржцами дворянином Константином Трубниковым и инженером Константином Гуцевичем.
Однако их проект Мосгордума отклонила без обсуждения. Также был проигнорирован проект управляющего Московско-Казанской железной дороги Антоновича и инженеров Голиневича и Дмитриева, который предусматривал прокладку кольцевой и четырех радиальных линий, соединение их с окружной железной дорогой и возведение центрального вокзала в районе Александровского сада.
Предложения других инженеров постигла та же участь, за исключением проекта инженера Петра Балинского и инженера-мостовика Евгения Кнорре. Их проект метрополитена в Москве хоть и был отклонен, но вызвал, в отличие от других, обсуждение в обществе, критику и, судя по поддержке в высших эшелонах власти, был самым возможным среди идей того времени.
Инженер Балинский несколько лет посвятил изучению строительства метрополитенов в Лондоне и Будапеште и решил попытать счастья в Москве. Его разработку поддержал известный инженер, специалист по строительству крупных мостов на Транссибирской железной дороге Евгений Кнорре, который стал упоминаться среди соавторов проекта, а также русский финансист, промышленник Игнатий Манус.
В мае 1902 года Балинский направил проект Московскому генерал-губернатору и в министерство финансов. Те спустили заявку в Московскую городскую думу. Метрополитен Балинского — Кнорре представлял из себя две кольцевые линии под Бульварным и Садовым кольцом, связанные друг с другом. Центральная станция должна была находиться под Театральной площадью.
От нее планировалось пустить радиальную линию через площадь трех вокзалов в направлении Сокольников — вплоть до окружной железной дороги; в противоположном направлении — к Новодевичьему монастырю и опять до Окружной. Центральный вокзал должен был быть построен неподалеку от храма Василия Блаженного на Красной площади.
Проект поддержал министр финансов Сергей Витте и не обошел вниманием царь. Николаю II проект понравился, но он высказался против надземных эстакад, они показались ему не эстетичными и нарушающими виды Москвы. По его распоряжению в августе 1902 года было образовано особое совещание с участием представителей различных ведомств для обсуждения проекта метрополитена Балинского — Кнорре.
В сентябре 1902 года проект вынесли на обсуждение. Оно состоялось в большом зале Мосгордумы. Презентация прошла с большой помпой. Балинский украсил стены зала картинами популярного художника Николая Каразина, на которых были футуристические виды Москвы с уже построенным метрополитеном.
Но думцы обратились к министру внутренних дел с прошением заморозить проект до отзыва Городской думы. Они высказывались, что этот проект изначально являлся аферой и был нацелен прежде всего на получение концессией доходов от московского трамвая. По их мнению, афера выглядела так: с первого дня начала строительства к Балинскому переходил весь доход от московского трамвая, за инженером оставалось лишь обязательство построить метрополитен за пять лет.
По договору, если он не закончит, то все им построенное переходило городу безвозмездно. Договор был составлен так, что ничего не помешает Балинскому вести работы для отвода глаз, а через пять лет объявить, что ничего не получилось.
Кроме гласных и городского головы, против проекта метрополитена выступило немало влиятельных горожан, не в последнюю очередь в среде домовладельцев и землевладельцев, промышленников и хозяев конки.