Эта профессия не отпускает
С этого года в календаре появился еще один «железнодорожный» праздник — единый День машиниста, который сеть отметит 31 марта.
«Сигнал» попросил машинистов поделиться воспоминаниями о самой запоминающейся поездке.
Максим Березин, машинист эксплуатационного локомотивного депо Уссурийск:
— 16 февраля прошлого года — мой второй день рождения. Эту поездку точно никогда забыть не смогу. Она тогда прогремела на весь Приморский край. До сих пор екает сердце, когда проезжаю злополучный переезд в районе села Варфоломеевка. У него дурная слава — автомобилисты постоянно, нарушая правила безопасности движения, пытаются преодолеть путь на красный. Такая же история произошла и в тот день. Оставалось 100-150 м до переезда, когда на рельсы внезапно выскочил грузовик с прицепом. Мы шли накатом с горки, скорость росла. Слабая надежда, что все обойдется, таяла с каждой секундой. Стало очень страшно. Я понял, что это конец. Первая мысль: спасти ребят, а в кабине кроме помощника находился еще и стажер Илья Волобуев — это была его первая пробная поездка. На мне была ответственность за их жизнь и здоровье, за семьи. Я крикнул изо всех сил: «Быстро бежать!» И начал экстренно тормозить. Затем рванул за ними в дизельный отсек. Правда, далеко убежать не успел. Удар был молниеносным. Как потом увидели, бревна из прицепа «прорезали» кабину насквозь.
Слава Богу, обошлось без особых травм при падении. В этой ситуации помогла профессиональная подготовка и опыт. Не зря мы постоянно отрабатываем действия в нештатной ситуации, повторяем инструкции. Поэтому не растерялись, когда это случилось в жизни. С 2006 года я работаю на железной дороге: начинал помощником машиниста, потом пересел за «правое крыло». Универсал — управляю тепловозами и электровозами. Несмотря на такую чрезвычайную ситуацию, представить свою жизнь без железной дороги не могу. У локомотива особый характер, совладать с которым дано не каждому. Но впустив в себя, профессия вас точно уже не отпустит.
Михаил Сарычев, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Брянск:
— Эта история произошла 4 октября 2001 года. Я работал помощником машиниста электровоза. Машинистом был Михаил Иванович Картель, человек опытный, внимательный, стрессоустойчивый и технически подкованный. Во время поездки на перегоне Брянск — Сухиничи диспетчер сообщил, что грузовому дают зеленый свет, чтобы срочно доставить женщину со станции Березовский в роддом. В данном населенном пункте, кроме фельдшера, никого нет. Ближайшая больница — в Сухиничах. А откладывать уже некуда. Услышав сообщение диспетчера, что в кабину нужно взять попутчиц — беременную женщину и медицинского работника, опытный Михаил Иванович сразу «поставил диагноз»: «Готовься, Миша, сейчас рожать будем!» «Пятитысячник» притормозил у платформы, женщина с медиком поднялись на подножку и прошли в заднюю кабину.
Состав тронулся — и практически сразу начались роды. Ни до, ни после этого случая нам с машинистом не приходилось принимать роды… Ирина, так звали попутчицу в кабине электровоза, родила дочь. Хорошо, что с ней был местный медик, который предупредительно прихватил ножницы, чистые простыни. После случившегося Ирина смущенно улыбалась. А я невероятно волновался за них. Это и понятно: практически первым увидеть младенца, услышать его первый крик — все равно что кровно породниться. Бригада медиков встретила мать и девочку на станции, и я передал акушеру маленькое чудо, завернутое в белую простыню и «гудок» — куртку машиниста. И пошутил: «Место рождения: 313-й километр», — именно такая запись должна быть в паспорте». Прошло больше трех лет, и Ирина через профком нашла нас с машинистом и познакомила с «крестницей из локомотива». К сожалению, сегодня уже нет с нами моего наставника Михаила Ивановича Картеля, да и как сложилась судьба у девочки, тоже не знаю, но надеюсь, что у нее все хорошо и она избрала для себя железнодорожную профессию.
Александр Киселев, машинист эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича:
— Уже более 26 лет я работаю машинистом в пассажирском движении. Самый забавный случай произошел примерно 10 лет назад. Лето. Пик пассажирских поездов южного направления. Я еду с поездом № 238 Анапа — Москва. До Тулы этот поезд шел обычным маршрутом, а после маршрут менялся так, что поезд прибывал на Киевский вокзал. Мы прибыли точно по графику. Вдруг к кабине машиниста подходит пассажирка и предъявляет претензию: «Почему мы приехали не на тот вокзал?» Я ей говорю: «Как не на тот вокзал? Согласно вашему билету, поезд прибывает в Москву на Киевский вокзал». Пассажирка мне отвечает: «Нет, мы должны были приехать на Курский вокзал!» Я ей: «Почему на Курский вокзал?» А она мне в ответ говорит: «Потому что меня там муж встречает!» Вот такая смешная история...
Дмитрий Трыкинчук, машинист эксплуатационного локомотивного депо Кочетовка:
— Наверное, для всех самой запоминающейся становится первая самостоятельная поездка. Вот и я ее помню, как вчера. По сути машинист — капитан своего корабля. Самостоятельная поездка — это большой груз ответственности, выход на новый уровень. Практически такие же впечатления вызвала поездка на поезде, в состав которого входил динамометрический вагон-лаборатория, изучающий увеличение весовых норм, качественных и количественных показателей работы магистрали, эффективности использования подвижного состава. Здорово ощущать себя первопроходцем, пусть и в рамках одной дороги. Очень яркой и символичной была новогодняя поездка. Мало кому нравится проводить праздники на работе, тем более в новогоднюю ночь. Но на улице шел небольшой снег, и у меня было самое настоящее праздничное настроение. Утром 31 декабря 2022 года мы выехали с помощником в рейс, а вернулись в Кочетовку 1 января 2023 года в 00:30 и на локомотиве ВЛ80Т с номером 2023, словно привезли новый год с напарником к нам на родину.
Вадим Баландин, машинист Южной дирекции скоростного сообщения:
— На самом деле, выделить самую запоминающуюся поездку сложно. Они одновременно однообразны и невозможно эмоциональны. Я четыре года вожу электропоезда «Ласточка» и каждый день хожу на работу с большим удовольствием. Любовь к этой профессии у меня с самого детства, жил недалеко от платформы «Левенцовская», и всегда было интересно, что машинисты в этих кабинах электричек делают. Пару раз просил прокатиться — мне, конечно же, отказывали, и я, назло всем, решил отучиться на машиниста. Наверно, самые яркие эмоции вызывают поездки в летний период, когда интенсивность перевозок возрастает в разы. Когда несешь ответственность за безопасность движения, график и всех пассажиров, которые сидят за спиной, летом особенно ощущаешь, что должен максимально аккуратно и предельно в срок ездить.
Николай Байков, экс-машинист локомотивного депо Вязьма:
— 27 декабря 1979 года — когда гудком электровоза ВЛ-80т № 2005 был введен в эксплуатацию электрифицированный участок на Смоленском регионе Вязьма — Красное. Я как машинист и помощник машиниста Николай Соколов первыми провели грузовой поезд по стальной магистрали. Электровоз встречали сотни смолян. На митинге присутствовали работники и руководители, которые внесли определенный вклад в эту большую трудовую победу. В тот момент я гордился страной, людьми и собой!
Егор Бардала, машинист эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск:
— Общий стаж работы в депо восемь лет, семь из них — машинист. Изначально трудился в грузовом движении, в пассажирском движении работаю более трех лет. Я из железнодорожной династии и железную дорогу люблю с детства. Стук колес, перевод стрелок — вот это больше всего мне нравилось. Честно признаться, самая незабываемая поездка машиниста — это первая. Во время обкатки я и сам до конца не понимал, что обкатываюсь. Но пришло время контрольно-заключительной поездки и покорения просторов железных дорог. Конечно, к первой поездке я был морально готов, но сам был одновременно в растерянности и переполнен чувством восторга. Когда остаешься с поездом один на один первый раз, понимаешь, что не ты управляешь поездом, а он тобой. Возникло чувство страха, эмоции переполняли… но в будущем, в последующих поездках это прошло. После перехода в пассажирский вид движения ответственность выросла вдвойне.
В декабре 2022 года впервые за мой небольшой трудовой стаж произошла поломка. Поезд был местного формирования, Новосибирск — Новый Уренгой. Все шло по отработанной схеме: приняли локомотив, проверили работоспособность, все было в порядке. Когда выехали «под поезд» на станции Новосибирск — Главный перед отправлением электровоз из-за пониженных температур замерз. Стояли крепкие морозы, температура держалась минус 36 градусов. В срочном порядке приступили к устранению неисправности, задержка поезда составила 30 минут. Большая ответственность за людей и состав. О себе в такой момент не думаешь, мысли только об одном — устранить неисправность. Холодный ум, трезвый рассудок и действия по регламенту помогают четко ориентироваться во внештатной ситуации. Время задержки нагнали и после этого шли графиком.
Сергей Лисин, машинист эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский:
— В 2018 году, отработав машинистом всего три месяца, совместно с помощником заступил на явку. Дежурный по депо отправил нас менять бригаду на станцию Мга. Погода была переменчивая. Днем был дождь и плюс 5 градусов. А когда приехали на станцию Мга, температура воздуха опустилась до минус трех. Поезд, с которым прибыла бригада, стоял на станции пять часов. Перед поездкой я должен был принять электровоз и произвести опробование автотормозов. Так проверяется целостность тормозной магистрали, дальше вагонник смотрит срабатывания тормозов по выходу штока и прижатию колодок у последних двух вагонов. Когда вагонник открыл концевой кран, я не увидел загорание лампочки ТМ.
Также обратил внимание на стрелку манометра ТМ — она не сдвинулась. Я попросил открыть концевой кран, и по-прежнему лампочка ТМ не загорелась. И хотя вагонник докладывал о срабатывании тормозов, я принял решение о самостоятельной проверке, в результате которой выяснилось, что произошло частичное перемерзание тормозной магистрали. В 25-м вагоне оказалась ледяная пробка. Это грозило тем, что я мог остаться без полного тормозного эффекта, а возможно, и вовсе без тормозов после 25-го вагона, а поезд был весом в 6 тыс. тонн. Эта смена запомнилась мне на всю жизнь.