ИРКУТ предупредит
Ирина Павлова, корр. «Сигнала»
Сделан еще один шаг к достижению нулевого травматизма. Разработана система индивидуального оповещения работников о приближении подвижного состава ИРКУТ, подходят к завершению ее испытания.
«Эта разработка поставит заслон травматизму, — считает заместитель руководителя технической инспекции труда профсоюза Алексей Матафонов. — Не случайно она названа ИРКУТ, что расшифровывается как «инновационный рефлекторный комплекс устранения травматизма», ведь она обеспечивает своевременное оповещение о приближении поезда, снижая тем самым риск травмирования работников от наезда подвижного состава».
ИРКУТ представляет собой два пульта управления и 15 абонентских устройств — браслетов индивидуального оповещения (они же — «браслеты безопасности»), которые путейцы надевают на руку и через которые идет вибросигнал, предупреждающий о приближающемся поезде. Находящийся на пути работник успеет отойти, чтобы пропустить состав.
Система уже протестирована на Восточно-Сибирской, Красноярской и Западно-Сибирской магистралях. По словам главного технического инспектора труда профсоюза Дорпрофжел на Красноярской дороге Игоря Ильченко, работники, участвовавшие в испытании системы, дали положительный отклик.
«В Путевой машинной станции № 48 в Базаихе, где тестировались два комплекта, — говорит Ильченко, — ребята отмечали их удобство. Браслет не тяжелее ручных часов, не мешает работать, а при приближении поезда начинает вибрировать. И даже если звуковой сигнал заглушило шумно работающее оборудование, слух подвел или просто человек задумался, вибрация «браслета безопасности» вернет его к действительности, предупредит об опасности.
Подчеркиваю — звуковой сигнал не отменяется. ИРКУТ дублирует передачу сигнала, но не через звук, а через вибрацию, не почувствовать которую невозможно. Такая система придает работникам уверенность в своей безопасности, снижает нервозность и убирает стрессовую составляющую при работе на путях».
Также Ильченко отметил, что сигнал проходит достаточно эффективно — испытания проводились на штатном расстоянии, определенном инструкцией по мерам безопасности выполнения работ на пути. Надо только перед началом смены заряжать аккумуляторы. Система полностью готова к работе, никакого дополнительного оборудования не требуется.
ИРКУТ, по мнению Игоря Ильченко, поможет повысить уровень безопасности не только производства работ на пути, но и движения поездов. К такому же выводу пришли и на Восточно-Сибирской дороге. Систему испытали на базе Слюдянской дистанции пути и Путевой машинной станции № 183. Комиссия рекомендовала ее к применению в качестве дополнительной системы оповещения о приближении подвижного состава при работе с инструментом, ухудшающим слышимость.
Однако следует увеличить мощность сигнала устройства для возможности использования системы в условиях работы в местах с плохой видимостью (в кривых малого радиуса). Были замечания и на Западно-Сибирской дороге. Работники Болотнинской дистанции пути высказали пожелания по поводу крепления браслета — резиновый ремешок на застежке заменить металлическим растягивающимся браслетом-гармошкой, чтобы удобнее было его надевать.
Замечания и пожелания переданы разработчикам системы — ученым Иркутского государственного университета путей сообщения и ООО «ПКФ ИРКУТ».