Интенсивная работа
Елена ПАВЛОВА, корр. «Сигнала»
Ближайшее будущее Центральной дирекции управления движением: создание полигонных технологий продолжится, тяжеловесное движение увеличится, цифровизацию не остановить.
На Октябрьской железной дороге ждут новых компьютеров, а на ЮгоВосточной — бронежилеты. За последний год транспортная логистика изменилась до неузнаваемости. Санкционные меры, предпринятые в отношении России, вынудили коммерческих партнеров железнодорожных перевозчиков искать новые рынки сбыта своей продукции.
А потому произошла кардинальная переориентация с Запада на Восток и Азию. Это в корне изменило направление грузопотоков. Как отметил на заседании Совета председателей ППО РОСПРОФЖЕЛ, действующих в Центральной дирекции управления движением, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник дирекции управления движением Михаил Глазков, в данной ситуации для того, чтобы обеспечить вывоз готовой продукции, особенно с предприятий непрерывного цикла, дирекция в течение года неоднократно совершенствовала технологию работы.
Новые транспортно-логистические цепочки показали свою эффективность: по итогам года грузооборот в восточном направлении стал рекордным. Выросли и объемы пассажирских перевозок. Работа всех припортовых станций была пересмотрена после введения санкций. А потери, которые компания понесла в начале прошлого года в портах Северо-Запада, были восполнены. Нынешний год также будет непростым, но интенсивность работы движенцев не снизится.
Так, продолжит динамично развиваться технология объединенных контейнерных поездов, что позволяет вывозить весь запланированный объем груза, сокращает время оборота крупнотоннажных контейнеров, а также уменьшает сроки доставки грузов. Также начались перевозки соединенных грузовых тяжеловесных поездов массой 14,2 тыс. тонн.
Ожидается очередное увеличение протяженности гарантийных участков следования грузовых поездов без промежуточного технического осмотра. В прошлом году среднее гарантийное плечо составляло 2257 км, что на 233 км больше, чем в 2021 году. Цель, однако, более амбициозна — довести этот параметр к 2025 году до 4,7 тыс. км, а позже — до 6 тыс. км, чтобы вагон от станции погрузки до станции выгрузки следовал без дополнительного коммерческого и технического осмотра, то есть без остановок.
Будет происходить и оптимизация размеров пассажирского движения. Речь идет о заполняемости поездов и возможности использования двух- и трехгруппных направлений на лимитированных участках. Вместо небольших составов из четырех-пяти вагонов до основных административных узлов будет следовать многогруппный поезд по четыре-пять вагонов в каждой группе.
А высвободившиеся нитки графика заполнят грузовыми поездами. Полигонам — быть С введением полигонных технологий увеличивается средняя дальность перевозок и снижается себестоимость услуг. Восточный полигон себя уже оправдал. Следующим этапом будет создание Северо-Западного полигона, куда войдут Свердловская, Горьковская, Северная, Октябрьская железные дороги и Юго-Западного полигона — Северо-Кавказская, Куйбышевская, Приволжская, Юго-Восточная и ЮжноУральская железные дороги.
Конечно, введение не всех новшеств происходит гладко. Сегодня поднимается вопрос по поводу Центра управления перевозками Восточного полигона, а также — где физически должны находиться поездные диспетчеры. При объединении Восточно-Сибирской и Забайкальской дорог диспетчеров из Иркутска перевели в Читу.
Следующим этапом станет объединение поездных диспетчеров Красноярской и Дальневосточной дорог, и вопрос их территориального нахождения все так же актуален. По предварительному плану все они должны были находиться в одном месте, в центре управления перевозками своего полигона. Но на опыте работы Восточного полигона в дирекции управления движением сегодня все больше склоняются к тому, чтобы оставить поездных диспетчеров на своих местах, но с переподчинением в ЦУП своего полигона с так называемым удаленным рабочим местом. «Средства коммуникации, автоматизации, цифровизации позволяют реализовать удаленное управление.
Здесь встает вопрос как мы будем работать с нашими сотрудниками с точки зрения управляемости, взаимодействия с региональными центрами корпоративного управления? Эти регламенты — первоочередная задача, ведь мы не должны потерять управляемость, не должны создать новую границу между РЦКУ, начальником дороги и дирекцией.
Этим вопросом мы сейчас занимаемся», — сказал Михаил Глазков. Интенсивность движения растет, а вместе с ней увеличивается и вероятность человеческой ошибки. Именно поэтому дирекция планирует в итоге цифровизации получить полностью цифровой перевозочный процесс, начиная от формирования поездов на сортировочной станции вплоть до конечной точки.
Михаил Глазков призвал работников профсоюза при всех этих цифровых изменениях обращать внимание на организацию рабочего места и бытовые условия. В качестве примера он рассказал о недавней поездке на станцию Челябинск. Там, согласно изначальным планам, дежурным по горке должен быть один работник.
Для него создали современное компьютизированное рабочее место. Но в процессе эксплуатации выяснили, что при данной интенсивности движения один человек не справляется. Поэтому приняли решение ввести дополнительную штатную единицу. Но на одном рабочем месте два человека едва помещаются. Люди вынуждены по 12 часов сидеть плечом к плечу за одним рабочим столом. Вопрос: почему не продумали все от начала и до конца? Сегодня существует еще одна проблема — даже на передовых станциях есть санузлы с туалетом на улице.
Михаил Глазков попросил работников профсоюза контролировать выполнение программы по улучшению санитарно-бытовых условий. «Цифра» наступает Масштабирование цифровых сервисов, в том числе по оформлению первичных учетных документов, в РЖД продвигается уверенными темпами.
Сегодня почти 90% таких документов принимается в электронном виде. А с учетом особенностей документооборота, в 2023 году требуется выйти на цифру порядка 97–98%. Однако даже в такой передовой дирекции, как управление движением, компьютеры и принтеры на рабочих местах физически и морально устарели. «Потребность Октябрьской дирекции в компьютерах сегодня — 1836 штук, а в принтерах — 1030 штук. Однако принтеры централизованно нам не поставлялись с 2016 года, а компьютеры были поставлены только в 2022 году — всего лишь на 6% от заявки», — говорит председатель ППО Санкт-Петербургского центра организации работы железнодорожных станций Стелла Рытова.
При этом везде введен электронный документооборот, электронный журнал учета тормозных башмаков и ряд других программ. И сегодня на каждой конференции трудового коллектива работники задают руководителям вопросы не про путевки на отдых. Они спрашивают, когда поменяют компьютеры.
«Дошло до того, что общественный инспектор по безопасности движения поездов, получив премию от начальника дороги, купил на нее… два принтера», — говорит Стелла Рытова. А на Сахалине остро стоит другая проблема — доставка на работу. «На западном побережье острова есть рабочие места, куда люди вынуждены добираться личным транспортом, потому что автобусное сообщение и пригородные перевозки там отсутствуют, — рассказывает председатель ППО аппарата управления Дальневосточной дирекции управления движением Ольга Видяева.
— Агрегаторов типа «Яндекс.Такси» там тоже нет. Дежурные по станции, начальники станций вынуждены каким-то образом добираться за 20–40 км от места жительства. А одна начальник станции едет 78 км. От транспортного предприятия мы получили ответ, что оно испытывает кадровые проблемы, работает только днем и только в будние дни».
На ЮВЖД ожидают решения вопроса по выделению дополнительного финансирования на приобретение индивидуальных средств защиты для оперативных работников станций Юго-Восточной дирекции управления движением, находящихся в прифронтовой приграничной зоне. Председатель ППО Юго-Восточной дирекции управления движением Ольга Чайникова рассказала, что 6 марта список потребностей был передан в центральную дирекцию. Представитель центральной дирекции заверил профсоюз, что через Росжелдорснаб работников дирекций — тяги, инфраструктуры, движения и Трансэнерго — централизованно обеспечат дополнительными видами СИЗ.
Их закупят для прифронтовых регионов. Аукцион на поставки касок и бронежилетов уже проведен. Как отметил заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрей Карабанов, встречи представителей профсоюзных организаций с руководством Центральной дирекции управления движением всегда дают положительный эффект и позволяют решать сложные вопросы, которые поднимают работники при подведении итогов коллективного договора.