Под крылом профессионала
Екатерина БЕЛОВА, Дорпрофжел на ДВЖД Владивосток
Машинист эксплуатационного локомотивного депо Смоляниново Андрей Шаповалов поставил «на крыло» не один десяток новичков. К каждому стажеру у него индивидуальный подход.
Станция Смоляниново — крупный железнодорожный узел Дальневосточной магистрали. Здесь расположена «штаб-квартира» локомотивных бригад, управляющих электровозами «Ермак» на одном из сложнейших профилей пути. И чтобы облегчить эту задачу, продолжается реконструкция инфраструктуры.
В ближайшей перспективе появится обходной участок для быстрого пропуска тяжеловесов к портам Находки. «Растут грузоперевозки, поэтому требуется больше людей, чтобы выполнить поставленные задачи. И роль наставничества выходит на особый уровень, — говорит машинист-инструктор депо Смоляниново Денис Третьяков.
— От того, как опытный наставник преподаст азы профессии стажеру, зависит его отношение к культуре безопасности. И в этом смысле хороший пример для подражания Андрей Шаповалов — первоклассный машинист, имеющий «Паспорт доверия», награжденный званием «Лучший по профессии», знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн км».
Молодежь, которую обучил Шаповалов, отличают высокий профессионализм и ответственность». В семье Андрея железнодорожников не было, решающую роль в выборе профессии сыграл машинист-инструктор депо Смоляниново Михаил Кичак, живший по соседству. «Я, наблюдая за ним со стороны, был очень впечатлен.
Поэтому после школы поступил в техучилище № 6 во Владивостоке, а через год меня отправили набираться практического опыта в депо Облучье помощником машиниста, — рассказывает Андрей Шаповалов.
— Через шесть «стажерских» поездок приступил к самостоятельной работе. Хорошие наставники помогли быстрее освоиться в профессии». А через несколько лет судьба вновь «перемешала карты». «Я стал машинистом подземного электровоза. Поначалу было жутковато по шесть часов проводить в шахте, а потом втянулся.
Уголь возил, людей доставлял в забой и обратно, позже перешел в горноспасатели. Работа — настоящая, мужская, мне нравилась, — говорит он. — Когда же шахты стали закрываться, вновь вернулся на железную дорогу. Покоя не давала мечта детства — хотелось снова управлять мощными локомотивами». В депо Смоляниново в тот период было три главных «авторитета», кто о характере электровоза знал буквально все.
И при этом машинистов отличал не только профессионализм, но и особая выдержка, умение с любым человеком найти общий язык. «Сергей Асташкин, Владимир Батмаев, Олег Михалюк — наставники от Бога. Они научили меня по-настоящему любить свою профессию.
И теперь эту традицию с удовольствием продолжаю, заряжая собственным энтузиазмом и горением к делу молодых», — говорит Андрей Шаповалов.