Проникнуться профессией
Сергей Ращукин, заместитель председателя Дорпрофжел на ЗСЖД:
— Тема наставничества в компании «РЖД» активно совершенствуется, внедряются новые методы обучения. Много положительных результатов, в то же время есть и вопрос. Для наставника сложность возникает в том, что необходимо во время выполнения основной работы проводить обучение стажера. Да, наставник за это получает 50% от оклада, но от основной работы его никто не отстранял. Поэтому, возможно, есть необходимость во введении одного официального дня для отработки практических навыков стажера. Данное решение позволит проводить более качественное обучение, которое будет отражено не только документально, но и закрепится в профессиональных навыках стажера.
Андрей Гарин, председатель Дорпрофжел на ЮВЖД:
— Самое главное в обучении — это четко объяснять способы решения тех или иных задач на конкретных примерах. Обучая профсоюзный актив, мы даем алгоритм, варианты решения вопроса, не навязывая свою точку зрения, но аргументированно нацеливаем на результат. Часто обучение на этом заканчивается, но я считаю, что главное — это не только дать базу, но и через определенный промежуток времени спросить о результатах. В наставничестве важно выяснить, понял ли теорию тот, кого обучали, и как он применяет это на практике.
Сергей Половинский, главный инженер Красноярского центра метрологии:
Наставничество всегда было и остается очень важной составляющей подготовки молодых профессионалов. Как бы ни была полезна и важна теория, основное — это практика. Поэтому, на мой взгляд, наставник должен обучать именно практическим навыкам работы. Особенно это касается «рабочих» профессий, которых на железной дороге большинство. Я сам работал помощником машиниста и могу сказать, что в локомотивном комплексе тема наставничества развита достаточно сильно. Но, конечно же, наставничество не должно ограничиваться производственной сферой. Технологам, инженерам, менеджерам и даже руководителям тоже нужны наставники, ведь их нужно обучать тому, как вести исследовательскую работу, работать над проектами, управлять людьми. Кроме того, наставник должен быть в какой-то мере и психологом, чтобы молодому работнику было комфортно и хотелось дальше оставаться в этой сфере деятельности и в этом коллективе. И обязательно на любом уровне прививать культуру безопасности, чтобы каждый понимал: «безопасность начинается с меня».
Анатолий Слабыня, руководитель Брянского регионального обособленного подразделения Дорпрофжел на МЖД:
— С недавних пор наставничество приобрело особое значение. Мы с председателями долго думали, как наставничество применить в профсоюзной среде. Поняли, что с молодежью проще говорить на одном языке, и организовали конкурсы профмастерства среди студентов Брянского филиала ПГУПС, Брянского железнодорожного техникума и молодых работников предприятий. Уже третий год подряд такие конкурсы проходят в моторвагонном депо Брянск-1. Цель — повышение престижности профессии, увеличение уровня профессиональных знаний, поиск новых подходов к производственной деятельности и мотивация молодежи к активной профсоюзной работе. И конкурсы дают результаты. Студенты легче вливаются в профессию, в коллектив. Да и специалистам на производстве нравится работать с ними — видеть, как они проникаются профессией, начинают ее любить.