Путь рядом с усадьбой
Сергей Юрьев, внеш. корр. «Сигнала»
Вряд ли ктото в здравом уме сегодня будет просить проложить рельсы поближе к даче или к своему участку. И шумно, и хлопотно. А во время «железнодорожной лихорадки» в России XIX века дворяне пытались доплачивать топографам, чтобы они маршруты прокладывали поближе к их землям.
Так поступил и владелец усадьбы Подблонь в Марьиной Горке под Минском действительный статский советник Лев Саввич Маков. Купил он ее менее года назад, в 1870-м году. И вскоре узнал, что неподалеку работают топографы Инженерного корпуса для прокладки новой Ландварово-Роменской железной дороги.
Стратегическая, с точки зрения военных, магистраль вскоре соединит Вильно с южными губерниями России через Минск и Бобруйск. Поэтому на маршруте работали военные инженеры. Честь мундира они пятнать не стали и денег советника Макова не взяли.
Новая дорога должна была пройти в восьми верстах от Марьиной Горки, через деревню Пуховичи, примерно в 8 верстах от усадьбы. Рельеф там оказался удобнее. Однако через два года рельсы проложили именно через Марьину Горку. Как же так получилось?
Есть у местных краеведов красивая легенда: всесильный «отставной» министр внутренних дел империи Лев Маков все же добился своего в высоких кабинетах, и потому строители маршрут изменили. На деле же все гораздо прозаичнее. В 1872 году Лев Маков хоть и возглавлял особую канцелярию в министерстве, о портфеле министра еще даже не мечтал.
А светская жизнь отца троих детей в Санкт-Петербурге требовала немалых средств. Одно из имений Макова, дарованное императором за безупречную службу. — Новоселки, уже было заложено. Так же предполагалось поступить и с Подблонью. Заложенные имения — настоящий бич аристократии времен Александра II.
Строительство железной дороги просто позволяло чиновнику избежать кабального заклада, и вместо этого выгодно продать часть своих десятин. Но маршрут проложили мимо усадьбы… Не «срослось» с топографами, тогда Лев Саввич дождался, пока подряд на строительство получат частные концессионеры. Он достался статскому советнику Карлу фон Мекку, уже известному в то время «железнодорожному королю» империи.
Договориться с концессионером удалось быстро. Деньги за землю Лев Маков получил. Вот только менять географию проекта, утвержденного Высочайшей подписью, не рискнули бы ни Мекк, ни Маков.
Всего 8 верст, а всех чинов и монаршей милости можно лишиться сразу. Сейчас уже не раскопать в архивах, кто же предложил хитрый ход. Магистраль на участке от Минска до Бобруйска подчиненные Мекка проложили все же через Марьину Горку. А название станции дали от соседней деревни — Пуховичи. На всякий случай.
И вскоре весь административный район сначала Российской империи, потом СССР и Белоруссии чиновники будут называть по имени станции Пуховичским. А его райцентром всегда оставалась живописная Марьина Горка. Самому Льву Макову сделка счастья не принесла. Он вскоре станет министром внутренних дел на короткий срок.
И в усадьбе почти перестанет бывать. После покушения на Александра II его также ненадолго назначат управлять почтой. Вскоре чиновник застрелился из-за обвинений в коррупции, оставив семье долги свыше 60 тыс. руб. Наследники усадьбу быстро продали.
И она сохранилась до наших дней, служит здравницей для детей.