Сила традиции
Ирина Павлова, корр. «Сигнала»
Не опаздывать на работу и не нарушать инструкций. Этим жизненным принципам сигналист станции Тула1 Московской магистрали, общественный инспектор по безопасности движения поездов Игорь Терехов за 37 лет работы не изменил ни разу.
В семье, где он родился, транспортников не было. Первое знакомство с железной дорогой произошло, когда мама повезла его на юг. Во время поездки Игорь внимательно наблюдал за всем, что видел вокруг. А особенно — за проводницей, которая проверяла билеты, разносила чай, а на остановках, когда поезд готовился к оправлению, выбрасывала свернутый желтый или развернутый красный флажок.
Она объясняла мальчику, что эти флажки означают и, увидев в глазах ребенка заинтересованность, на одной из станций взяла его с собою на смену локомотивов. Именно тогда он решил, что, когда вырастет, станет железнодорожником.
После восьмилетки Игорь поступил в Тульское железнодорожное профессиональное техническое училище № 9, а когда в 1985 году его закончил, получил распределение в Тульское отделение Московской дороги. Сначала — на станцию Тесницкое стрелочником (в те годы там была полуавтоматическая блокировка), потом работал дежурным на станциях Ханино, Берники, начальником станции Чернь, ревизором поездов. Наконец, вернулся в Тулу — сигналистом.
За проявленную бдительность Игорю неоднократно объявляли благодарность. «Был случай на станции Ханино, — вспоминает он, — поезд провожал, на котором тракторы везли. И вижу, как ушлые люди скидывают с него коробки, как потом оказалось — с запчастями. Я диспетчеру доложил, милиция их арестовала.
Сейчас такого уже не бывает, потому что охрана теперь сопровождает поезда на протяжении всей поездки». Железная дорога, по мнению Терехова, не терпит невнимания. Надо все замечать, каждую мелочь. «Как-то на станции Берники вышел встречать грузовой состав, — рассказывает он, — смотрю: хвостовые вагоны без воздуха, рукава тормозной магистрали разъединены, краны перекрыты, в любой момент могут отцепиться и укатиться. Поезд остановил, как говорим мы, железнодорожники, — «поймал поезд без хвоста».
А не поймал бы — случилась бы катастрофа!» Игорь Терехов убежден, что общественной работой должны заниматься люди с богатым профессиональным стажем. «Общественный инспектор, — считает Игорь, — воспитывает в работниках культуру безопасности, а для этого надо самому обладать опытом.
Тогда легче на примерах объяснять важность соблюдения тех или иных правил и инструкций. Во время проверок я как общественный инспектор не устаю повторять, что на железной дороге надо быть очень внимательным. Недавно, например, пришлось наказать регулировщика, который с тепловоза тормозные башмаки не забрал и не положил их, как положено, в специальный ящик на станции, где они должны храниться. А ведь их могли элементарно украсть, и что тогда делать, если в нужный момент их не окажется?»
Игорь опирается не только на свой собственный опыт, но и на опыт предыдущих поколений. У него дома собрана богатая коллекция железнодорожных документов. Например, «Инструкция начальникам станций (полустанций и разъездов) и их заместителям», изданная в Калуге в 1892 году, «Временная инструкция о способе движения электрожезловых аппаратов системы Вебба-Томаса между станциями Тула I и Тула II по Восточной ветке», телеграммы, сообщающие о проследовании через Тулу спецпоездов, приказы по личному составу, распоряжения, расписания, графики движения.
Игорь использует любую возможность, чтобы показывать свою коллекцию коллегам. Последний раз он ее представлял на открытии после реконструкции станций Венев, Жданка и Ясногорск, развернув экспозиции в зданиях вокзалов. «Многие приказы и инструкции, — считает Игорь Терехов, — полезно почитать нынешнему поколению движенцев.
Эти документы доказывают, что на российских железных дорогах культура безопасности всегда была на высоком уровне. И эту традицию мы, железнодорожники XXI века, должны поддерживать и совершенствовать».