Последний председатель
Валерий Брок, внеш. корр. «Сигнала»
Одним из самых нестандартных государственных образований в составе Советского Союза была Республика Немцев Поволжья, располагавшаяся на территории современных Саратовской и Волгоградской областей. Здесь мирно уживался целый интернационал — русские, украинцы, татары, казахи, хотя немцев, конечно, было больше.
Последним председателем президиума Верховного Совета немецкой республики был машинист локомотивного депо Покровск Конрад Гофман. Его в лицо знали тысячи людей, так как фотографии часто появлялись на первых страницах газет «Нахрихтен» («Последние известия») и «Большевик», выходивших в городе Энгельсе (он же Покровск).
Председателем президиума его избрали в 1938 году, в возрасте 44 лет. Конрад Генрихович — потомственный железнодорожник. Его отец и дед были рабочими-движенцами. 13-летним мальчиком и он стал работать в депо Покровск Рязано-Уральской железной дороги. Вначале учеником слесаря, потом слесарем. После Октябрьской революции — помощником машиниста в том же депо, а с 1930 по 1936 год — машинистом.
В 1935 году машинист Петр Кривонос первым в Советском Союзе при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, благодаря чему техническая скорость повысилась в два раза. Этот метод назвали кривоносовским. Одним из первых его последователей стал Конрад Гофман.
В его биографии отмечено: «Несколько раз был премирован, награжден значком «Ударнику Сталинского призыва» и знаком «Почетному железнодорожнику». Даже сейчас поволжские немцы, вспоминая Гофмана, с гордостью говорят: «Наш кривоносовец». И, что любопытно, став главой республики, он всегда носил форму железнодорожника. На сохранившихся снимках он неизменно в форменном кителе со значками, наградами. По долгу службы Гофману приходилось ездить по территории автономии, посещать колонии (так назывались селения, где обитали немцы).
Первое время нередко случались казусы. Он часто не мог найти со своими соплеменниками общий язык. В колониях мало кто знал русский язык, а он плохо знал немецкий. А потому вынужден был прибегать к помощи переводчика. Правда, это продолжалось недолго. Человек способный, пытливый, он вскоре бегло говорил по-немецки. А затем одолел орфографию — и русскую, и немецкую.
Говорят, двери кабинета Гофмана были всегда открыты. И всем, кто к нему обращался, он старался помочь. Не боялся, шел, если надо, в обком партии. Настойчиво просил, в частности, за родственников и близких «врагов народа». Когда началась Великая Отечественная война, Республика Немцев Поволжья была ликвидирована. Первым, кто узнал о депортации, был Конрад Гофман. Его с женой Антониной Ильиничной и детьми Сашей и Виктором сослали в Красноярский край.
Они жили в поселке Решоты. Всю войну Конрад работал машинистом на железной дороге. За достигнутые в работе успехи был удостоен государственных наград. А после войны с семьей переехал в город Андижан в Узбекистане. И там работал тоже на железной дороге. Ушел на пенсию, только когда ему исполнилось 82 года. Фотофакт Волонтеры ППО эксплуатационного локомотивного депо Ожерелье-Сортировочное МЖД собрали партию гуманитарной помощи российским военным.
В этот раз они упаковали в посылки газовые горелки, плиты и баллоны, средства гигиены, теплую одежду и обувь. Вскоре их доставят в воинские части, расположенные в зоне проведения СВО. В акции участвовали не только железнодорожники, но и предприниматели, и просто жители Ожерелья и Каширы.
Справка
В 1762–1763 годах императрица Екатерина II своими манифестами пригласила жителей европейских стран переехать в Россию и поселиться на берегах реки Волги. С 1764 по 1768 год в Поволжье было образовано 106 переселенческих колоний. К началу XX века их стало 190 с населением 407,5 тыс. человек. Республика Немцев Поволжья просуществовала в составе РСФСР с 19 декабря 1923 года до 28 августа 1941 года.