История в лицах
Ирина Павлова, внеш. корр. «Сигнала»
В административном корпусе Пермской дистанции пути Свердловской магистрали открылась галерея, где представлены портреты всех начальников, руководивших ею на протяжении 126 лет истории.
Идея создать такую галерею принадлежит председателю ППО дистанции Ларисе Данько. «Уходящий 2025 год был объявлен РОСПРОФЖЕЛ «Годом исторического наследия, — говорит она. — Коллектив старейшего железнодорожного предприятия региона не мог остаться в стороне ». История Пермской дистанции пути началась в 1899 году, когда для эксплуатации железнодорожной линии Пермь — Котлас создали семь участков пути. Первым из них был Пермский. По Пермь-Котласской дороге везли сибирский хлеб к Северной Двине. Грузы затем шли по реке до Архангельска и отправлялись за границу.
В первые годы Пермский участок (ныне Пермская дистанция пути) обслуживал 116 км главного хода однопутного участка, по которому тогда курсировало пять пар поездов в сутки. Его возглавил Владимир Белелюбский — сын профессора известного инженера- мостовика, сделавшего большой научный вклад в отечественное мостостроение, Николая Белелюбского. Особая глава в истории подразделения связана с Великой Отечественной войной, с первых дней которой дистанция лишилась четверти коллектива. На фронт ушли самые молодые и крепкие мужчины. На их место пришли матери, жены, сестры.
В XX веке Пермская дистанция пути признана опытным полигоном на сети: здесь было внедрено много разработок — например, метод капитального ремонта пути, позволивший обновлять инфраструтуру в сжатые сроки, без сокращения движения и до начала массовых летних перевозок. На разных этапах истории у руля предприятия стояли грамотные и ответственные руководители: Юрий Кравченко, Николай Ерофалов, Виктор Попп, Виталий Литовских, Виктор Семенин, Алексей Васильев. Каждый из них внес свою лепту в становление и развитие предприятия.
Благодаря прочному фундаменту, заложенному в годы их руководства, Пермская дистанция пути сегодня с успехом выполняет возложенную на нее ответственную задачу по обслуживанию одного из напряженных участков Транссибирской магистрали общей протяженностью путей 642 км. На нем 265 км главных путей и 1102 стрелочных перевода.
«Мы решили, — говорит Лариса Данько, — рассказать о руководителях дистанции. А через рассказ о людях — о том историческом периоде, что приходился на время их руководства. Собирая материал, работали в архиве нашей дистанции, изучали документы, хранящиеся в музее дистанции Пермь. Очень много интереснейшего материала почерпнули в изданной к 100-летию предприятия книге «Вековые будни Пермских путейцев». Одним из авторов стал бывший начальник Виктор Семенин.
Финансовую и организационную помощь в создании галереи профкому оказал руководитель дистанции пути Дмитрий Мальцев. А макет мы предложили свой. Он создан в виде символического Древа жизни, которое выковал из металла кузнец дистанции пути Владимир Ермолин». Теперь ни одна экскурсия в музей Пермской дистанции пути не обходится без посещения галереи руководителей, где перед посетителями предстает история в лицах — рассказ о начальниках предприятия и об эпохе, совпавшей с периодом их руководства.