Династия Рукасов
Владимир Шнайдер, Дорпрофжел на ЗСЖД Барнаул
Алтайский регион Западно-Сибирской магистрали богат династиями. И каждый год их список пополняется новыми фамилиями. Хочется рассказать о династии семьи Рукасов. Ее основатель — Григорий Афанасьевич — на Алтай с Украины приехал в 1954 году — поднимать целину, и о железной дороге не мечтал. Дед и отец его были землепашцами. Но судьба распорядилась иначе.
На станции Кулунда, куда прибыл эшелон с целинниками, трудолюбивого парня приметило руководство дистанции пути и предложило пойти работать к ним. В те годы вывоз не только зерновых культур, но и всего, что производилось и произрастало в границах Кулундинского отделения Томской железной дороги, осуществлялось только железнодорожным транспортом.
Вот так Григорий Афанасьевич и стал железнодорожником. За 38 лет, отработанных в Кулундинской дистанции пути, Григорий Афанасьевич освоил много железнодорожных профессий: монтер пути, кузнец, слесарь, наладчик. И не потому, что искал дело легче, просто его всегда просили поработать там, где возникала сложность, требовалось трудиться с полной отдачей. Например, на централизации стрелочных переводов, на внедрении их автоматического обдува.
Новое всегда притягивало его пытливый ум. Григорий Афанасьевич весь трудовой путь числился в передовиках производства. Не стоял он в стороне и от общественной работы. Коллектив не единожды избирал его профгрупоргом, делегатом конференций. Знали, что он всегда будет твердо отстаивать интересы родного коллектива.
В 1969 году пришла на железную дорогу и супруга Григория Афанасьевича — Мария Сергеевна, которая трудилась маляром в дистанции гражданских сооружений. Железнодорожником стал единственный сын — Станислав.
С ранних лет он был частым гостем на предприятиях железной дороги, она притягивала внимание подростка. После окончания школы Станислав официально работал в Кулундинской дистанции пути. Выполнял самые обыкновенные работы — прополка травы, срезка балласта, замена шпал, то есть те, где не требуется высокая квалификация. Естественно, что вопрос выбора профессии перед Станиславом не стоял. После службы в армии Станислав вернулся в дистанцию.
Руководство направило его на учебу в Томский техникум железнодорожного транспорта, который он окончил с красным дипломом. Но на этом не остановился — следующей ступенью стал СГУПС. Богатый практический опыт, хорошая теоретическая база, уважение товарищей по работе всегда помогали Станиславу выполнять производственные задачи любой должности — бригадира, мастера, заместителя начальника дистанции. А в марте 2007 года его назначили начальником дистанции пути. Уйдя на заслуженный отдых, Станислав Григорьевич не расстался с железной дорогой — преподает в Кулундинском подразделении Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций.
Его супруга Раиса Брониславовна за 33 года работы на железной дороге освоила несколько профессий: электромеханика СЦБ, электромеханика ПОНаБ, старшего диспетчера СЦБ. И так же как муж, никогда не стояла в стороне от общественной работы — практически все годы избиралась членом профкома на предприятии. По стопам родителей пошли и дети — сын Сергей и дочь Елена. Оба окончили Омский государственный университет путей сообщения. Сергей стал преподавателем Новоалтайского филиала Сибирского государственного университета путей сообщения.
В 2012 году его назначили председателем цикловой комиссии автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте в филиале вуза. Елена устроилась инженером по подготовке кадров в эксплуатационное вагонное депо Алтайское. Работа оказалась не только интересной, но и весьма полезной.
В процессе довелось познать много новых профессий. Пусть не на всю глубину, а только азы, но они необходимы для написания не только хорошего конспекта, но и неоднократно помогали в решении различных вопросов. В 2019 году Елену перевели на должность ведущего технолога службы технической политики.
Круг ответственности расширился до границ региона. Супруг Елены Станиславовны — Сергей Алексеевич Окороков, тоже железнодорожник. Он начальник Алтайского линейного управления МВД России на железнодорожном транспорте. Жена Сергея Станиславовича — Наталия Александровна в 2004 году окончила Омский государственный университет путей сообщения.
Работала электромехаником связи в Барнаульской дистанции СЦБ, а с 2009 года в должности инженера производственного участка мониторинга и диагностики сети связи.
Династии — крепкая ячейка в любой отрасли, но на железной дороге она важна как нигде. Знания, опыт и любовь к выбранному делу всегда в цене.