Прожить на стипендию
Ольга Прямицына, корр. «Сигнала»
Фракция ЛДПР предлагает увеличить стипендию российским студентам до уровня МРОТ. Законопроект, сообщил депутат Ярослав Нилов, будет доработан и внесен в Госдуму в этом году. А пока студенты ждут, будет ли реализована депутатская инициатива, представители университетов путей сообщения рассказали, как живется им на нынешнюю стипендию.
Вернее, жить на нее нельзя. С сентября 2023 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ, запланировано увеличение академической стипендии для студентов, получающих высшее образование, до 1967 руб. Социальная стипендия для учащихся «вышки», согласно этому же документу, составит 2953 руб. Учитывая размер стипендии, студентам приходится подрабатывать.
По данным Высшей школы экономики, во время учебы в вузе трудятся более половины студентов бакалавриата и специалитета (55%), а среди магистрантов — 84%. Со слов представителей профильных вузов, будущие железнодорожники во время обучения тоже подрабатывают. «Я бы сказала, что студенты не теряют возможности заработать в свободное от учебы время, — говорит начальник Управления молодежной политики и воспитательной деятельности Ростовского государственного университета путей сообщения, председатель студенческой первички Юлия Романенко.
— Это не обязательно постоянная занятость, но если позволяет ситуация, расписание, время, то работают». Важно установить причину, по которой студенты трудятся одновременно с получением образования. Представители университетов солидарны во мнении: главной является финансовая необходимость. Часть студентов, приехавших учиться из других городов, снимают жилье. Другие учатся на платной основе. В таких ситуациях они стремятся облегчить финансовую ношу своим родителям или вообще быть полностью независимыми от них. Другие просто хотят как можно раньше начать трудовую деятельность и строят карьеру. Но в этом случае следует учитывать специфику университетов путей сообщения.
«Мы готовим преимущественно инженеров. Не на каждую должность можно принять человека без высшего образования, поэтому говорить о том, что ребята идут работать по специальности, сложно, — продолжает Юлия Романенко. — Кроме того, труд на железнодорожном транспорте предполагает полную занятость, что, как правило, студенту недоступно». Поэтому учащиеся нередко выбирают неквалифицированную работу, предполагающую гибкий график.
Впрочем, она, помимо заработка, дает и иные плюсы, считает председатель ППО студентов Дальневосточного государственного университета путей сообщения Дмитрий Холодилов. «Если человек успешно совмещает работу и учебу, он приобретает необходимые навыки, например, хотя бы таймменеджмента, то есть привыкает делать больше и успевать, — объясняет он. — Да и в целом получает понимание, что это вообще такое — работать».
Но главной обязанностью студента все равно остается учеба. Не мешает ли ее выполнению работа? «Студенты все-таки не школьники, они уже сами должны принимать решения и брать на себя ответственность. Еще на первом курсе мне объяснили, что каждый учится сам в той мере, в которой готов учиться. И это его выбор — «закрыть» все предметы на тройки, или стать настоящим специалистом, чтобы при трудоустройстве успешно конкурировать с другими выпускниками», — говорит председатель студенческой первичной профсоюзной организации Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Синицин.
Кстати, по его словам, в РУТе уже на первом курсе обучения работать начинают примерно 20– 30% студентов, к концу обучения одновременно учатся и работают 70-80%. А расписание занятий выстроено так, что на старших курсах большое количество пар проходят вечером, например, с 18:00 и до 21:30.
Преподаватели же, при условии, что студент успевает все по учебе, лояльно относятся к тому, что он работает. Да и сами студенты стараются не доводить до крайности, то есть плохих оценок или массовых пропусков занятий. Если оказываются перед выбором — работа или учеба, выбирают гранит науки, утверждают председатели студенческих первичек, которые по долгу службы в курсе студенческих проблем. «Понимание того, что всему свое время, у ребят есть, — говорит Юлия Романенко.
— Например, что студентам старших курсов, на которых преподаются профильные дисциплины, очень важно посещать практические и лабораторные занятия. По моему мнению, полезнее сейчас вложиться в свое образование и наполнить себя полезными знаниями, а потом уже начать работать по профессии». Тем более что успехи в учебе тоже можно монетизировать.
За различные достижения студентам помимо академической стипендии может быть назначена дополнительная. «В ДВГУПС есть возможность получать именные стипендии — это президентские, железнодорожные, профсоюзные и другие. Они зависят от достижений студентов в науке. А есть возможность получать и просто повышенную академическую стипендию, — объясняет Дмитрий Холодилов. —
Право на нее имеют студенты, отличившиеся в учебе, участники олимпиад, ребята, которые занимаются наукой, общественной деятельностью, успешные в спорте и творчестве». Повышенная стипендия не избавит от необходимости работать, если таковая имеется, но поможет облегчить финансовое бремя. Так что каждый студент выбирает свой путь: с головой погрузиться в университетскую жизнь, приобретая тем самым финансовый капитал и готовясь к трудовой деятельности, или уже во время обучения дать старт своей карьере. И, кстати, у учащихся университетов путей сообщения есть отличная возможность подработать летом, в студенческих отрядах.
Как рассказывали их бойцы, за сезон вполне можно накопить на оплату части периода обучения, да еще и пройти практику по специальности.