Верхушка айсберга
Завершился 2022 год, и профсоюз подводит итоги. Нагляднее всего их демонстрируют цифры: сколько обращений от работников поступило в профсоюз, сколько проведено проверок, возвращено несправедливо не выплаченных денег и другие показатели. Но что еще стоит за таблицами цифр, «Сигналу» рассказал заместитель председателя профсоюза Андрей КАРАБАНОВ.
— Андрей Васильевич, вот, например, мы видим в итоговом отчете, что техническая и правовая инспекция в прошлом году провели более 10 тыс. проверок. Что это означает для членов профсоюза?
— На самом деле это всего лишь небольшая часть статистики, которая показывает работу профсоюза по защите прав и интересов работников. Это проверки, участие в судах на стороне работников, лекции, консультации, расследование травматических случаев. И статистика дает нам возможность уверенно сказать, что больше 100 тыс. членов профсоюза так или иначе контактировали с профактивом, правовой и технической инспекцией и получили реальную защиту. Это зафиксировано в наших документах — представлениях, предписаниях, решениях выборных коллегиальных органов. Это только верхушка айсберга.
— А что под этой верхушкой?
— Ежедневная кропотливая работа. Необходимо помнить, что даже если работник не обращался в профсоюз, это не значит, что он остался без его внимания. Дело в том, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель при принятии того или иного решения должен учитывать мнение выборного коллегиального органа соответствующей первичной профсоюзной организации. И правовая, и техническая инспекции, выборные коллегиальные органы профсоюза в своей деятельности принимают целый пакет решений, так или иначе затрагивающих не только каждого члена профсоюза, но и каждого работника.
Например, график работы, правила внутреннего трудового распорядка, системы оплаты труда, графики сменности, аттестации рабочих мест, обеспечение спецодеждой — все это принимается при участии профсоюза.
Также профсоюз рассматривает проекты всех локальных нормативных актов (приказы, распоряжения, положения — Ред.) работодателей. И, по статистике, на 7% из них дает отрицательное мотивированное мнение, то есть отклоняет их, полагая, что эти документы ухудшат положение работников. Такие акты возвращаются на доработку и совершенствование.
Вот сегодняшний пример: на заседании Совета председателей ППО, действующих в Центральной дирекции управления движением, мы рассматривали локальный нормативный акт о надбавках за совмещение профессий. Такое бывает, когда один начальник станции обслуживает две небольших станции. И нормативного акта до сегодняшнего дня нет — на каждой дороге по-своему решается этот вопрос. В итоге попытка привести к единообразию привела к тому, что на тех участках, где разработан механизм по начислению надбавок, применение новых нормативов привело бы к уменьшению этой надбавки и, как следствие, снижению заработной платы. Мы собрали данные, доказывающие это, и передали их работодателю. Председатель профсоюза подписал постановление об отрицательном мнении в отношении локального нормативного акта, и Центральная дирекция управления движением восприняла наши аргументы, а документ отправлен на доработку.
— На основании чего профсоюз, который является общественной организацией, имеет такие широкие полномочия для работы с работодателем?
— Это целый пакет законодательных актов. Прежде всего Трудовой кодекс, законы «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об общественных объединениях», в конце концов, Конституция, которая дает право на защиту своих интересов каждому гражданину РФ. И работодатель обязан реагировать на обращения, поступающие к нему от профсоюза. Мы высоко ценим тот подход к сотрудничеству с профсоюзом, который на сегодняшний день применяется в ОАО «РЖД», и хотели бы, чтобы он наложил отпечаток на взаимоотношения со всеми дочерними зависимыми обществами. Между РОСПРОФЖЕЛ и холдингом, который является работодателем для большинства членов профсоюза, налажен диалог на всех уровнях, и мы об этом говорим не только внутри профсоюза, но и фиксируем при взаимодействии с министерством и ведомствами через общественные советы.
— Но чтобы профсоюзу стало известно о том или ином нарушении прав работника, ему следует сообщить об этом. Каким образом он может это сделать? — Прежде всего, следует понимать, что вопросы бывают очень разные. Они могут касаться проблем, которые можно решить только на местном уровне — председателя первички, совета председателей. Кстати, по статистике, 90% обращений отрабатываются в первичной профсоюзной организации. Есть более сложные проблемы, для решения которых полномочий председателя ППО не хватит, более того, не хватит и полномочий дорожной территориальной профсоюзной организации.
Свежий пример — принятие закона об отмене налога на стоимость горячего питания для железнодорожников, который вступил в силу с 1 января этого года. Год за годом профсоюз поднимал эту тему, и наконец она закрыта на уровне президента и правительства. Но важно помнить, что в профсоюзе открыты все каналы коммуникации. Есть, например, раздел «Вопрос председателю» на сайте профсоюза, и количество обращений через его форму растет.
И даже если в Центральный комитет профсоюза или в Дорпрофжел поступает вопрос, который можно решить на уровне председателя первички, специалисты отслеживают, чтобы он попал уполномоченному лицу и был решен. Рядовому члену профсоюза я бы рекомендовал знать, кто руководитель его первичной профсоюзной организации, и держать связь с ним. Если председатель первички не сможет сам решить вопрос, значит, он передаст его на следующий уровень.
У председателей много возможностей донести информацию до вышестоящих организаций: это и регулярные совещания председателя профсоюза с дорожными и вертикальными профсоюзными организациями. Это советы председателей, заседания ЦК, это возможности, которые дают нам сегодня интернет и цифровизация.