Мороз работе не помеха
Половина зимы позади, но российский климат расслабляться не дает. В отдельные регионы во второй половине января пришли аномальные морозы. Как работается в таких условиях, «Сигналу» рассказали железнодорожники. В Якутии установились аномальные морозы.
Термометры зарегистрировали минус 62,4 градуса. Гидрометеорологи сообщают, что это рекордное значение температуры воздуха за последние 30 лет. Местные подтверждают — таких холодов они не помнят давно.
«В Алдане, где мы находимся, это юг Якутии, средняя температура воздуха зимой минус 35 градусов, — говорит председатель первичной профсоюзной организации АО «Железные дороги Якутии» Наталья Онофрийчук.
— Мы уже сами устали от морозов. Изза них еще и туман стоит». Холод создал сложную ситуацию с вывозом грузов на станции Нижний Бестях, где вынужденно простаивают более 500 вагонов. Объемы выгрузки снизились, так как крановая техника может работать при температуре не ниже минус 40 градусов и один кран — до минус 45. Оказались не готовы к приему грузов в условиях сильнейшего мороза и клиентыгрузополучатели. Тем не менее, работа железной дороги не останавливается при любых погодных условиях. Техника холод не выдерживает, а люди — да. Просто приходится быть осторожнее при работе на открытом воздухе.
«Например, за «первозимниками», которые пока не знакомы с тонкостями работы в условиях якутской зимы на улице, мы закрепляем наставников, которые контролируют, чтобы они были соответствующе одеты и делали перерывы в работе — погреться», — продолжает Наталья Онофрийчук. Право на специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время, за сотрудниками, трудящими в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчиками, занятыми на погрузочноразгрузочных работах, и другими работниками в необходимых случаях, закреплено Коллективным договором АО «Железные дороги Якутии».
Ну и, конечно, спасает спецодежда, которая закупалась с учетом экстремальных климатических условий региона. Работодатель внимательно прислушивается к пожеланиям работников: после сообщений от монтеров пути о том, что спецодежда недостаточно морозостойкая, производитель по просьбе руководства компании добавил к курткам теплые подстежки. С вниманием к качеству спецодежды относятся и в ОАО «РЖД».
«В компании «РЖД» систематически разрабатываются методики для облегчения труда железнодорожников в зимний период. Это постоянное улучшение качества спецодежды и обуви в плане удобства и теплозащиты.
Взять, к примеру, то, в чем работали раньше, — валенки и ватники, в которых ни присесть, ни согнуться, — говорит технический инспектор Алтайского подразделения Дорпрофжел на ЗападноСибирской железной дороге Владимир Шнайдер. На ее полигоне тоже нежарко: на разных участках столбик термометра опускался до минус 48 градусов.
— И сравнить современные модели зимней обуви. Например, «Арктика». Это же колоссальная разница! То же самое можно сказать и о зимних комплектах спецодежды. Мониторинг качества спецодежды ведется постоянно». То же и на других дорогах: к примеру, в Юкталинскую дистанцию пути Дальневосточной дороги в конце прошлого года поступила партия теплозащитной спецобуви «Айсгард» фирмы «Техноавиа» и «СеверПС» с антискользящими вставками на подошвах. Люди удовольствием ее используют.
Дополнительно работников обеспечивают комплектами термобелья. В Мурманском регионе Октябрьской магистрали, несмотря на то, что этой зимой экстремальных холодов не было, работникам помимо спецодежды выдаются автономные источники тепла — индивидуальные одноразовые грелки для обогрева ног и тела. Что касается спецодежды, то новая коллекция, по отзывам железнодорожников, эффективно защищает даже в сильные морозы.
«Есть жалобы на сапоги «Север», которые при температуре ниже минус 30 градусов начинают скользить, и этот вопрос, конечно, требует дополнительного рассмотрения и мониторинга. Еще одна проблема — монтеры пути дирекции инфраструктуры не обеспечены в полной мере утепленными полушубками.
Мы вынуждены выдавать им дополнительно нательное термобелье, чтобы исключить переохлаждение», — отмечает главный технический инспектор Дорпрофжел на Красноярской дороге Игорь Ильченко. В январе температура на большинстве станций дороги опускалась до минус 40 градусов и ниже. А вот работники ВосточноСибирской дороги, что любопытно, наоборот, при сильных морозах облачаются в валенки.
«Валенки — это традиционная и проверенная сотнями лет обувь для сильных морозов. На руках — утепленные рукавицы, лицо защищают балаклавы, — рассказал технический инспектор труда Северобайкальского филиала Дорпрофжел на ВСЖД Рафаил Габитов. — Особенно нелегко пришлось путейцам. Серьезный ремонт в такую погоду не производят.
Пилить металл в защитных очках невозможно — запотевают, но осмотр пути никто не отменял. Осмотрщикам вагонов тоже пришлось померзнуть. Когда приходит состав на станцию, то хочешь не хочешь, а технологию нарушать нельзя. Выходят и обрабатывают несколько десятков вагонов в любую погоду». Суровые даже по сибирским меркам морозы пришли в Иркутскую область и Бурятию как раз на Крещение. По словам начальника гидрометеорологического центра Иркутского УГМС Юлии Яньковой, подобных холодов в областном центре не ощущали больше 20 лет. Холоднее всего оказалось в северных районах ВСЖД — температура здесь опускалась ниже 50 градусов.
На главном ходу ВСЖД в границах региона было от 37 до 46 градусов мороза. Железнодорожники подготовились к холодам заранее и строго следовали инструкциям, так что, по словам Рафаила Габитова, сбоев в работе допущено не было, даже несмотря на то, что на отдельных предприятиях размораживало здания, не вся техника работала исправно.
Штатной работе способствовал хороший уровень подготовки предприятий к зиме, например, пункты обогрева с осени запаслись дровами. В сильные морозы техинспекторы профсоюза особенно внимательно следят за соблюдением температурного режима и исправностью мест обогрева, предоставлением регламентированных перерывов, обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и дерматологическими СИЗ.
Так, при очередной проверке на Оренбургском локомотивноремонтном заводе технический инспектор труда Оренбургского филиала Дорпрофжел на ЮжноУральской дороге Александр Инютин провел замер температуры воздуха в производственных цехах и помещениях.
Оказалось, что во многих из них не соблюдаются оптимальные параметры микроклимата, особенно в цехах Обособленного подразделения «ЭлмашремонтОренбург». По представлению профсоюза руководство завода приняло меры по локальному ремонту инженерных систем, а именно зенитных фонарей, систем местного отопления, вводятся в эксплуатацию новые отопительные системы, а также запланированы работы по замене окон зенитных фонарей и ворот в ОП «ЭлмашремонтОренбург».
Микроклимат на рабочих местах улучшился, но еще не соответствует нормам, поэтому данный вопрос остается на контроле профсоюза. На Куйбышевской дороге накануне холодов эксплуатационное локомотивное депо Стерлитамак получило пять шкафов для сушки и прогрева специальной одежды и обуви. Их установили в санитарнобытовом крыле. Оказалось, очень своевременно — в начале января столбик термометра падал до отметки минус 39 42, и это приобретение здорово выручало.
«Шкафы поступили по программе улучшения условий труда и пользуются у локомотивных бригад устойчивым спросом не только в морозы, но и во время ледяных дождей», — поделилась председатель профсоюзной организации депо Ирина Ермолаева. Более комфортно стало трудиться и другим работникам. В декабре в административном корпусе установили дополнительную входную группу, что позволило более эффективно сохранять тепло внутри здания.
А в Тындинское территориальное управление ДВЖД в последние годы по инвестиционной программе поступили комфортные модульные пункты обогрева. «Работа зимой в экстремальных погодных условиях для бамовцев скорее правило, чем исключение. Морозы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях постоянно колеблются в диапазоне от минус 30 до минус 45, а в отдельных регионах они порой доходят до 50–60 градусов.
Это обстоятельство учитывается работодателями и профсоюзными организациями при подготовке к сезону холодов», — говорит технический инспектор труда Тындинского филиала Дорпрофжел на ДВЖД Вадим Валиев. Обогреться можно также в специальных автомобилях, которые доставляют людей на перегоны к местам производства работ.
К примеру, в Беркакитскую дистанцию пути поступило пять таких новых грузопассажирских автомобилей «Урал». Они имеют большую проходимость, оснащены теплыми пассажирскими салонами с удобными креслами, столиками и отдельными отсеками для перевозки инструмента. Техника предназначена как раз для суровых зимних условий и прекрасно показала себя в действии. Как обезопасить себя от обморожения, если на улице сильнейший мороз? Привыкшие к морозам сибиряки делятся опытом.
«Самое главное — следить за тем, чтобы соблюдались все рекомендации Роспотребнадзора по работе в холодное время на открытой территории. В обеденный перерыв работник должен быть обеспечен горячим питанием. Начинать работу на холоде следует не ранее чем через 10 минут после приема горячей пищи.
Очень важным аспектом является вопрос удовлетворительного состояния пунктов обогрева, в которых для нормализации теплового режима должна поддерживаться температура 21– 25 °С, и обеспечение средствами от обморожения, зимними комплектами утепленной спецодежды и спецобуви, а дополнительно следует предусматривать СИЗ для защиты от мороза лица и верхних дыхательных путей», — говорит Игорь Ильченко.
В соответствии со статьей 109 ТК РФ работникам в этот период должны предоставляться специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха сотрудников. «Конечно же, мы совместно с работодателем держим эти вопросы на контроле», — подводит итог Игорь Ильченко.
Ольга Прямицына, корр. «Сигнала», Мария Бокова, Павел Греков, Наталия Соловьева, Елена Половинская, Мария Саликова, Вадим Кожуховский, Олег Гельвиг, Дорпрофжел на ЗСЖД, ВСЖД, ДВЖД, КрасЖД, ЮУЖД, КбшЖД, ОЖД