Волжская рокада
Валерий Брок, внеш. корр. «Сигнала»
Канва событий Великой Отечественной войны известна достаточно хорошо: агрессия Германии против Советского Союза — битва за Москву — оборона Ленинграда и так далее по хронологии.
Но поворотным моментом войны все-таки стала Сталинградская битва, которой в этом году исполняется 80 лет. Большую роль в успехе наших войск сыграли железнодорожники. Построенная в 1942 году железнодорожная ветка от станции Иловля близ Сталинграда до станции Свияжск около Казани длиной 978 км связала Сталинградский промышленный район с остальной страной. Благодаря ей удалось сохранить важные для всей страны транспортные коммуникации после того, как немцы вышли к Волге и вошли в Сталинград.
Волжская рокада стала настоящей дорогой жизни для жителей и защитников города. По построенной в кратчайшие сроки железной дороге удалось вывезти из Сталинграда примерно 600 паровозов, а также 26 тыс. различных вагонов с оборудованием сталинградских заводов, ранеными и беженцами. По этой же дороге к Волге отправлялись эшелоны с боеприпасами и войсками. 1941 год внес большие коррективы в планирование мероприятий, направленных на повышение обороноспособности страны.
Столкнувшись с новыми реалиями войны, советское руководство перешло на большие горизонты планирования и приняло ряд решений, оказавшихся очень важными для всего хода войны. Продвижение немецких войск к Москве в начале октября 1941 года вынудило руководство страны планировать строительство укрепленных полос в глубоком тылу: на Оке, Дону и Волге. Новые линии укреплений должны были прикрыть Горький, Куйбышев, Казань, Пензу и другие тыловые города.
Для строительства укреплений под Сталинград изпод Харькова перебрасывалось 5е управление оборонительных работ. К концу года на строительстве укреплений под Сталинградом уже работали 88 тыс. бойцов и около 107 тыс. жителей города и области. Еще одно важное решение было принято в январе 1942 года, в разгар общего контрнаступления советских войск. Этому предшествовал тот факт, что осенью 1941 года было прервано железнодорожное сообщение по линии Москва — Курск — Харьков — РостовнаДону.
После выхода к магистрали немцев все воинские перевозки, грузопотоки и пассажирские перевозки были переключены на приволжские железнодорожные линии, которые проходили через Сталинград. Отдавая себе отчет в том, какие последствия может иметь прерывание этой транспортной артерии, советское военнополитическое руководство в январе 1942 года принимает решение о начале строительства новой железнодорожной магистрали от Сталинграда вглубь страны через Саратов, Сызрань и Ульяновск до города Свияжска возле Казани.
Эта магистраль вошла в историю войны как Волжская рокада. Проведенные экспедиции и детальное знакомство с местностью позволили выбрать оптимальный на тот момент времени маршрут. Дорогу решили строить от станции Иловля вдоль одноименной реки до пересечения с веткой Камышин — Тамбов. Дальше она должна была пройти на Багаевку и по уже существовавшему автомобильному грейдеру — на Саратов. Несмотря на все трудности, под немецкими бомбами и снарядами, при недостатке продовольствия, в тяжелейших условиях военного времени строители справились со своей работой в рекордные сроки.
Новую железную дорогу возвели за шесть месяцев, ее ввели в эксплуатацию 1 ноября 1942 года. Она стала важной артерией, питавшей советские войска в районе Сталинграда и на юге страны. По рокаде перебрасывались резервы, боеприпасы и продовольствие. По ней же вглубь страны вывозили раненых, поврежденную технику, эвакуируемое оборудование и эвакуируемых людей.
«Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны», — отмечал маршал Советского Союза Георгий Жуков.