Безопасность начинается с меня
Ирина Павлова, корр. «Сигнала» Общественный инспектор по безопасности движения поездов Московско-Киевской дистанции пути Николай Рухля часто вспоминает, как на станции Солнечная увидел, что на пути нет типовых скреплений заземления опор контактной сети. Через приложение «Мобильный инспектор» он сразу зарегистрировал нарушение, которое своевременно устранили. «Именно тогда, — вспоминает Николай, — я отчетливо понял, что ответственность за безопасность лежит в том числе лично на мне. Ведь, пройди я мимо, при выходе на путь снегоуборочной техники (а дело было как раз зимой) это нарушение привело бы к серьезным последствиям, чего я себе никогда бы не простил». По убеждению Николая, в основе культуры безопасности лежит внутренняя потребность строго соблюдать правила технической эксплуатации железных дорог, которая должна формироваться у каждого работника железной дороги, а тем более — у общественного инспектора. «Особое внимание, — продолжает он, — уделяю обеспечению устойчивой работы технических средств и соблюдению технологической дисциплины, чтобы минимизировать количество отказов. При проверках обращаю внимание на стыковые соединения рельсов — наличие сверхнормативных зазоров или, еще хуже, вертикальных ступеней — разницы по вертикальному износу рельсов. Их наличие на пути приводит к повышенному износу подвижного состава и рельсового полотна в результате возрастания динамических ударов. Поэтому всегда уделяю внимание этой проблеме. Когда провожу осмотр переездов, смотрю не только на верхнее строение пути, но и на каждую мелочь, поскольку там все влияет на безопасность движения». За прошлый год Николаем было выполнено 22 проверки, выявлено 138 нарушений, по 29 из которых были приняты запретные меры. В то же время, считает он, для достижения максимального уровня культуры безопасности важна координация деятельности общественных инспекторов. В МосковскоКиевской дистанции пути ее осуществляет председатель ППО, член Совета дистанции по текущему содержанию пути Татьяна Сергеевна Говрякова. Она выдает общественным инспекторам квартальные планы проверок и путевкизадания, составленные исходя из анализа безопасности движения поездов, проведенных Советом. «На полигоне нашей дистанции работают пять общественных инспекторов по безопасности движения. И лучший из них — Николай Рухля, — говорит председатель ППО Татьяна Говрякова. — Он ответственно подходит к своей работе, с душой. У нас ни разу такого не было, чтобы применяли сдерживающие меры на главном ходу. А все потому, что проверки проходят по графику и нарушения устраняются вовремя. Николай был признан лучшим общественным инспектором на полигоне Московской дороги по итогам 2021 года, удостоен почетной грамоты председателя Дорпрофжел на МЖД». Но не в характере Николая почивать на лаврах, и он не останавливается на достигнутом. Ему все время хочется совершенствоваться в профессии, узнавать новое, чтобы лучше выполнять свою работу. Он считает, например, что необходимо организовать обмен опытом с представителями смежных служб, поскольку общественные инспекторы сталкиваются с нарушениями, относящимися в том числе к другим службам. Чтобы их выявить, нужны знания, которыми они могут не владеть, поскольку взаимодействие со смежниками не всегда налажено. Поэтому, по мнению Николая, нужна единая программа для обучения и по смежным специальностям тоже. Это вооружит общественных инспекторов по безопасности движения знаниями, расширит кругозор, укрепит профессиональный авторитет, а главное, повысит эффективность проверок, дав возможность выявить максимальное количество нарушений и спасти тем самым не одну жизнь. На последнем совещании общественных инспекторов он, признав безусловные преимущества автоматизированной системы «Мобильный общественный инспектор», предложил ее доработать так, чтобы появилась возможность вносить точные характеристики конкретных нарушений, а не в общих чертах. «Например, — уточнил он, — когда выявлена вертикальная или горизонтальная ступенька в стыке, хорошо бы указать точное ее значение. Ведь если отклонение одного рельса от другого в стыке превышает один миллиметр в вертикальной или горизонтальной плоскости, на участке вводится ограничение скорости, а если более пяти, то путь надо закрывать для движения поездов до устранения дефекта. Видите, как это важно!»