Пути развития определяем сегод
Ирина Павлова, корр. «Сигнала»
РОСПРОФЖЕЛ пригласил своих коллег, представителей профессиональных союзов работников связи, автомобилистов и дорожников, авиаторов, водников, аграриев обсудить вопросы и задачи, стоящие сегодня перед профсоюзным движением, наметить пути их решения. Время не ждет Открывая совещание, председатель РОСПРОФЖЕЛ Сергей Черногаев, отметил, что экономическая ситуация сегодня стремительно меняется, профсоюзам предъявляются новые требования.
Это цифровизация, автоматизация производственных процессов, демографический кризис. Отвечать на вызовы времени мы сможем, имея современные знания и навыки. Участники сессии обсудили вопросы роботизации рабочих мест, защиту трудовых прав работников при нестандартных формах занятости (аутсорсинг, аутстаффинг, самозанятость, платформенная занятость) и отсутствие достаточной социальной защищенности при таких формах занятости.
РОСПРОФЖЕЛ поделился опытом с отраслевыми профсоюзами по вопросам вступления в профсоюз и перечисления взносов, автоматизации учета членства, рейтинговой оценки направлений деятельности, новых форм обучения профактива, развития программы лояльности. На законодательном уровне Одним из важнейших вопросов, поднятых участниками сессии, стал вопрос о необходимости совершенствования законодательства.
По мнению председателя профсоюза работников связи России, председателя Ассоциации профсоюза транспорта и связи России Анатолия Назейкина, многие проблемы могут быть решены, если на законодательном уровне закрепить реальное участие представителей работников в управлении предприятием.
Это может стать эффективным инструментом оперативного реагирования на различные конфликтные ситуации. В настоящее время ведется подготовительная работа над предложениями по совершенствованию законодательства по этому вопросу. С тем, что надо совершенствовать законодательство, согласна и заместитель председателя профессионального союза работников агропромышленного комплекса Галина Юрова.
«… Мы считаем, что в развитие новых положений Конституции РФ необходимо разработать и принять федеральный закон о социальном партнерстве, где определить профсоюзную организацию как единственную, которая имеет право подписывать коллективный договор от имени работников». Берем курс на переговоры Председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников отметил важность переговоров с работодателями. «На переговорах, — говорит он, — у нас идет конструктивный разговор. Мы отстаиваем интересы работников, работодатели — свои. Находим компромиссы, договариваемся».
«Раз мы ведем переговоры, — считает председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, — то в каждом областном, муниципальном органе власти, на любом совещании, оперативке или собрании, где обсуждаются вопросы труда, должны быть представители профсоюзов». Также было предложено сформулировать актуальные задачи для профсоюзов на 2030– 2045 годы, в том числе по вопросам цифровизации. Когда торг не уместен Сегодня технологии позволяют поновому организовать производственный процесс, развиваются новые формы занятости — от индивидуального предпринимательства до самозанятых, идет процесс разобщения людей.
И часто приходится слышать: «За что я плачу взносы в профсоюз? Что он мне дает?» Уместен ли здесь торг? На этот вопрос ответил в своем выступлении председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин. «Профсоюз защищает того, кто трудится, — убежден он. — Вот пример.
Сейчас вносится закон о том, что, применяя современные средства контроля за состоянием водителя, можно будет менять норму его рабочего времени, исходя из логики «если еще едет, то пусть едет». Таким образом из водителей станут «выжимать» максимум. «Мне приходилось слышать вопрос об услугах, которые оказывает профсоюз за профсоюзные взносы, — продолжил дискуссию председатель профсоюза работников водного транспорта РФ Олег Яковенко.
— Но мы не оказываем услуг, мы гарантируем социальную защиту, даем человеку чувство причастности, отстаиваем его интересы. Да, когда у человека все хорошо, может, наша помощь и не нужна, но будет ли так завтра? А мы всегда поможем, в случае конфликта с работодателем — поддержим. Человек, не вступивший в профсоюз, останется один в случае нарушения его прав и законных интересов.
А у нас есть опыт и большие ресурсы, мы всегда выступаем на стороне члена профсоюза». Также Олег Яковенко отметил, что, хотя за компьютеризацией будущее, надо иметь в виду и некоторые подводные камни. «Придет время, — рассуждает он, — когда автомобили станут беспилотными, а танкером, что находится у берегов Камчатки, оператор будет через спутник управлять. Люди все меньше и меньше станут находиться в коллективе. Вот вам и разобщенность.
И как здесь каждому объяснить, что его защищает профсоюз? Надо сделать так, чтобы членство в профсоюзе стало объективно необходимым — как для работника, так и для работодателя. Для этого нужно добиваться того, чтобы довести до каждого работника информацию о конкретных делах профсоюзов».
В заключение участниками сессии были высказаны мнения об актуальности обсуждаемых тем и планах их проработки в формате круглых столов с участием более широкого круга профсоюзов.