Расширился и вырос межличностный конфликт
Портал Superjob провел исследование среди работающих граждан России на тему конфликтов. И выяснил, что россияне стали чаще ссориться на работе, по сравнению с периодом до пандемии COVID19. «Сигнал» спросил у членов профсоюза, как у них обстоят дела в коллективе. По данным опроса Superjob, за последние четыре года количество россиян, когдалибо ссорившихся с коллегами и с начальством, увеличилось вдвое.
Причем поводом для конфликта могут стать как производственные вопросы, так и бытовые — сосуществование в условиях одного рабочего пространства, взгляды, личная жизнь, и так далее. Профсоюзные работники других железных дорог отмечают, что, конечно, конфликтов в коллективе не избежать, и это закономерное следствие рабочего процесса, но нельзя сказать, что их стало больше. «Есть эмоциональные коллеги, которые высказывают свою точку зрения не всегда в корректной форме.
Мужчины, а это 85 % коллектива, ведут себя в таких ситуациях напористо. Свое несогласие проявляют легкой агрессией, — говорит председатель ППО Голутвинской дистанции пути Московской дороги Марина Воробьева. — Но они хорошо знают друг друга, и это не порождает взаимных обид, как правило, все вопросы решаемы. Это можно назвать мелкими размолвками, и отстаиванием своего личного мнения, дебатами, наконец, которые касаются как рабочих моментов, так и личных».
Председатель ППО Ярославской дирекции связи Юлия Кочурина отмечает, что после изоляции и удаленки люди стали не конфликтнее, но требовательнее друг к другу. Стали замечать мелочи — помыл или не помыл руки, придя с улицы или перед едой, вымыл ли овощи перед тем, как порезать их на салат, насколько тщательно помыл тарелку после обеда. А уж если кто начинает чихать, сразу спрашивают, не повысилась ли у чихавшего температура, и советуют обратиться к врачу.
Впрочем, ссор за этим не следует, все прекрасно понимают, что заботиться о здоровье нужно всем, а чистота — его залог. Председатель ППО эксплуатационного локомотивного депо им. Ильича Ирина Манахова на вопрос о конфликтах в коллективе первым делом говорит о разногласиях поколений. Признает, что эти разногласия, обусловленные разным мировоззрением и воспитанием поколений, случаются и в ее депо. Например, молодой сотрудник, не имеющий опыта работы, может вступить в конфликт, потому что не знает традиций коллектива, стиля руководства. Конечно, со временем они притираются в работе и следуют традициям коллектива.
Хорошая новость — каждый второй россиянин (49%) никогда не конфликтовал с коллегами. Конечно, вне рамок проведенного по всем правилам социологического исследования сложно об этом говорить, но полученные «Сигналом» ответы косвенно подтверждают это. Многие респонденты сообщили, что и до пандемии конфликтов в коллективах не было, нет их и после нее — люди просто рады, что снова видят друг друга. «Никаких конфликтов не появилось.
Напротив, люди очень обрадовались, что вернулись на работу. И если раньше мы разные мероприятия в основном проводили с подачи профсоюзной организации, то теперь люди сами собираются после работы бригадами чайку попить, поболтать, поделиться впечатлениями о проведенных выходных», — говорит председатель первичной профсоюзной организации Сольвычегодского регионального центра связи Ольга Зубарева. «Во время пандемии, когда люди были на удаленке, все очень скучали по товарищам.
И после возвращения к нормальной жизни просто очень обрадовались», — подтверждает и председатель ППО Нижегородской дистанции инфраструктуры Татьяна Гусева. Если все же конфликт случился, роль третейского судьи должны взять на себя руководитель, председатель профсоюзной организации или неформальный лидер коллектива, полагает председатель первичной профсоюзной организации дистанций инфраструктуры Сафоновского и Вяземского узлов Михаил Осташков.
«Важно перевести конфликт в конструктивное русло, это может быть и принципиальный спор, и дискуссия, и проговаривание ситуации, и выслушивание сторонами друг друга», — считает он.