Для пользы общего дела
Елена ПАВЛОВА, корр. «Сигнала»
Помимо предприятий холдинга «РЖД», общественный контроль за безопасностью движения поездов действует и в Московском метрополитене. «Его осуществляют два рабочих органа.
Первый — Центральный совет общественных инспекторов Дорпрофжел по безопасности движения, состоящий из восьми человек. Как главный технический инспектор труда я являюсь его председателем. А сопредседатель — представитель аппарата главного ревизора. Второй — Советы общественных инспекторов служб метрополитена.
Их возглавляют председатели, которые избираются из числа руководителей подразделения, деятельность которого связана с обеспечением безопасности движения», — рассказывает главный технический инспектор труда Дорпрофжел Московского метрополитена Николай Липатов. В состав совета входит председатель первичной профсоюзной организации или его заместитель.
Всего в метрополитене трудятся 447 общественных инспекторов, которые в прошлом году провели более 3 тыс. проверок, позволивших выявить 5218 нарушений по самым разнообразным проблемам. «Ими поднимались вопросы технического состояния мониторов видеообзора за хвостовыми вагонами, правильности установки, видимости и отсутствия сигнальных знаков на линии и парковых путях, восстановления освещения стрелочных переводов.
Выявляя пробелы в работе, инструкторы сами выдвигают предложения по их устранению. Например, по внесению изменений в местные инструкции подразделений, которые позволят обезопасить некоторые виды работ. В дистанции СЦБ выявлено отсутствие контргаек на трансформаторах в аварийном запасе, а также — отсутствие маркировки автоматических выключателей шкафа питания.
Это усложняет обслуживание устройств, а при нарушении их нормальной работы на устранение неисправности требуется очень много времени. В эскалаторной службе на балюстраде эскалатора были выявлены незакрепленные выключатели «стоп» и щетки безопасности», — рассказывает Николай Липатов. Общественными инспекторами проводится и разъяснительная работа с работниками метрополитена.
А техинспекция Дорпрофжел совместно с председателями ППО посещает все подразделения метрополитена. «Мы обсуждаем с руководителями состояние безопасности движения в подразделении и затрагиваем тему отношения к общественному контролю. Оно, к сожалению, не однозначное. Иногда встречаются руководители, которые недооценивают пользу общественного контроля. К счастью, таких мало. Вероятно, они живут сегодняшним днем и не хотят заниматься решением проблем.
Это неправильно: не развивая это движение, мы будем закладывать в сознание работников безразличие. А оно очень опасно», — считает главный техинспектор метрополитена. На заседаниях советов общественных инспекторов рассматриваются актуальные предложения и поднимаются интересные вопросы.
«Очень важно, чтобы была правильная обратная связь с общественными инспекторами. Надо понимать, что они стараются помочь коллективу, да и в целом метрополитену», — говорит Липатов. Для дальнейшего развития общественного контроля, повышения эффективности работы общественных инспекторов, их мотивации проводится конкурс на звание «Лучший общественный инспектор по безопасности движения Дорпрофжел метрополитена».
В минувшем году в метрополитене проводилась викторина на знание Правил технической эксплуатации. «А после проходил конкурс «Лучший машинист-инструктор локомотивных бригад 2022 года».
Хочу особо отметить, что его победителем стал машинист-инструктор электродепо «Варшавское» Андрей Айвазьян, который до этого конкурса занял первое место в викторине в своем электродепо», — сказал Николай Липатов.