Железнодорожный зодчий
Ирина Павлова, корр. «Сигнала» Любой вокзал в России — будь то огромное здание в центре мегаполиса или небольшое сооружение на маленькой станции — неповторим. Ведь каждый из них построен по отдельному архитектурному проекту.
Главным железнодорожным зодчим XIX века в России был ученик Андрея Воронихина, выпускник Императорской академии художеств Константин Тон. По его проекту построены Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, Екатерининский собор в Царском Селе и пятиглавая Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге.
Тону принадлежит проект храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в Отечественной войне 1812 года и взорванного в декабре 1931 года. Создатель строгого и одновременно гармоничного стиля — своеобразного «русского ампира», Тон известен в истории железных дорог России как автор проектов двух первых вокзалов — Николаевского (Ленинградского) в Москве и Николаевского (Московского) в Санкт-Петербурге. Оба вокзала, как и железная дорога, которая их соединяет, получили имя императора Николая I, который ценил творчество Тона.
Не случайно ему поручалась разработка проектов по госзаказам. Созданная Тоном эстетика надолго определила практичный и в то же время нарядный стиль русской железнодорожной архитектуры, сочетающий мотивы европейской эпохи Возрождения и древнерусские узоры.
Здания Ленинградского и Московского вокзалов деловиты, торжественны и в то же время — праздничны. В них создана уютная, домашняя атмосфера, снижающая напряжение спешащих на посадку пассажиров, провожающих и встречающих, ожидающих прибытия поезда. И хотя вокзалы эти не раз расширялись и переустраивались, их облик не менялся: классика неприкосновенна.
Созданный Тоном стиль остается неизменным. Кстати, в том же стиле по его проекту построено деревянное здание Царскосельского вокзала в Петербурге (на его месте находится Витебский вокзал), с перрона которого в октябре 1837 года отошел первый в России поезд из Санкт-Петербурга в Царское Село. Черты «русского ампира» с преобладанием черт классицизма встречаются и в здании построенного по проекту Тона Кругового депо Николаевской железной дороги — первого паровозного депо в Москве, возведенного в середине XIX века одновременно с открытием железнодорожного движения между столицами.
Ключевой функцией здания было техническое обслуживание и ремонт локомотивов. Не менее интересна и расположенная по соседству водонапорная башня, построенная по проекту Рудольфа Желязевича, ученика Константина Тона. Ее внешний вид ассоциировался, по замыслу авторов, с крепостной башней. Круговое депо и водонапорная башня тогда представляли собой единый архитектурный ансамбль и были объединены общими арочными окнами и фигурными кирпичными карнизами.
Железнодорожное здание, даже рабочее, по мнению Тона, должно выглядеть парадно, ведь обыденная архитектура на железной дороге, которая в XIX веке воспринималась как чудо, здесь не годилась. В наше время на фасадах Ленинградского вокзала в Москве и Московского в Санкт-Петербурге установлены памятные доски в честь зодчего Константина Тона.
Влияние его творчества заметно и в современной железнодорожной архитектуре. Башенки, часы в центре композиции, многие другие элементы — это уже вокзальная классика. Так и должно быть: ведь традиция для зодчих — основа основ. Как фундамент для здания.