Комфорт в кабинах
РОСПРОФЖЕЛ последовательно выступает за то, что кабины локомотивов должны быть не только функциональными, но и комфортными для машинистов и помощников.
В них должны быть системы обеспечения микроклимата, санитарные узлы, бытовая техника. Например, парк локомотивов только Западно-Сибирской дирекции тяги составляет 1635 единиц. Системами жизнеобеспечения — биотуалетами, вентиляцией и кондиционированием, микроволновыми печами и холодильниками — оборудованы 1145 машин.
Кондиционеры установлены на 1145 локомотивах, биотуалеты — на 725. 1063 локомотива имеют холодильники, 496 локомотивов (серий 2ЭС6, 2ЭС6Б, 3ЭС6) — микроволновые печи. Сегодня существует потребность в дооснащении пяти локомотивов микроволновками в депо Тайга, в весенний комиссионный осмотр вопрос решат.
«Дирекции тяги и моторвагонного подвижного состава проводят большую работу в этом направлении — весь новый подвижной состав оборудован системами жизнеобеспечения, а при капремонте проводится дооборудование кабин, — отмечает заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов.
— Но одновременно продолжают оставаться вопросы по технической исправности, своевременному обслуживанию и ремонту оборудования жизнеобеспечения, укомплектованности инструментом». Однако, отмечают специалисты, сегодня ситуация гораздо лучше, чем была несколько лет назад. Например, пять лет назад технической инспекции труда Тындинского филиала Дорпрофжел на Дальневосточной дороге приходилось проводить плановые и внеплановые проверки функционирования систем и приборов жизнеобеспечения локомотивов. И каждая из них вскрывала серьезные нарушения.
«В локомотивах в массовом порядке не работали биотуалеты, были сломаны краны умывальников, отсутствовала вода в умывальных баках. Технические аптечки были разукомплектованы, а в некоторых случаях их вообще не было. Отсутствовали устройства для подогрева пищи, были демонтированы холодильники», — говорит технический инспектор труда Тындинского филиала Дорпрофжел на ДВЖД Вадим Валиев.
Сегодня большая часть из этих недостатков осталась в прошлом, в том числе благодаря техинспекции. По результатам проверок руководителям предприятий выписывались предписания об устранении выявленных нарушений, обязательно контролировалось их исполнение. Там, где это было необходимо, к решению острых вопросов привлекались транспортная прокуратура, областная инспекция труда. На данный момент остался один проблемный вопрос — заправка водой умывальных баков в тепловозах серии 2(3)ТЭ25А «Витязь».
В цехе ТО-2 сервисного локомотивного депо Тында-Северная, где это должно выполняться, для этих целей отсутствует водопровод. Дорпрофжел на Свердловской дороге, понимая важность содержания систем жизнеобеспечения, объявил 2022 год Годом культурно-эстетического состояния локомотива.
«Мы понимали, что все проблемы за этот период не решить, целью изначально было привлечь внимание к основным вопросам, оцифровать их, наметить организационные мероприятия», — говорит главный технический инспектор труда Дорпрофжел на СвЖД Дмитрий Москалюк. Основной проблемой по итогам года стало состояние парка электровозов ВЛ-11 как наиболее возрастного. У машин этого типа фиксируется отсутствие щеток на стеклоочистителях, используются нестандартные зеркала заднего вида, нет регулируемых солнцезащитных штор, кресла в кабинах не соответствуют требованиям санитарных правил (изношена обшивка сидений, отсутствуют или неисправны подлокотники, сами кресла эксплуатируются без жесткой фиксации к полу).
Кроме того, большинство машин на тракционных путях имеют открытый доступ в кабину из-за неисправности дверных замков и защелок. Главный технический инспектор труда Дорпрофжел на КрЖД Игорь Ильченко констатирует, что есть проблемы с кондиционерами и биотуалетами на «Ермаках». Количество локомотивов, оборудованных системами кондиционирования, на Красноярской дороге составляет более 600 единиц (при общем количестве машин в 291 тепловоз и 689 электровозов).
Но разнообразие марок кондиционеров разных производителей создает сложности в приобретении и поставке комплектующих и расходных материалов, обучении персонала. Обслуживание кондиционеров производится персоналом сервисных локомотивных депо компании «ЛокоТех-Сервис». «Но ремонтникам все же удается содержать все кондиционеры в исправном состоянии, — говорит Игорь Ильченко.
— На подвижном составе с большим сроком эксплуатации, не оборудованном системами кондиционирования, как вынужденная мера устанавливаются вентиляторы для создания хотя бы минимальных климатических условий в жаркий период». Хуже дело обстоит с туалетами в «Ермаках», которых на балансе Красноярской дирекции тяги более 310 единиц. Их обслуживает аутсорсинговая компания ЗАО «Депо № 1» на станциях Иланская, Междуреченск и Мариинск. Учитывая, что пробег между техосмотрами «Ермаков» на моторно-осевых подшипниках качения составляет 240 часов, а на подшипниках скольжения — 120 часов, туалетные системы без обслуживания находятся на протяжении как минимум от 10 до 20 суток при проведении техосмотра, например на ПТОЛ Красноярск-Восточный, либо технического ремонта в сервисном локомотивном депо Абакан.
Такое положение дел не может обеспечить условий для нормальной эксплуатации биотуалетов. Мониторинг исправности туалетных систем замкнутого типа дает неутешительные результаты — только около половины систем работоспособны. О том, что от одного планового обслуживания локомотива до другого проходит слишком много времени, говорят и в Дорпрофжел на Октябрьской дороге. В результате биотуалеты, умывальники и системы кондиционирования оказываются в ненадлежащем состоянии.
Кроме того, в прошлом году, например, отсутствие подменного фонда систем кондиционирования могло привести к задержке выпуска пассажирских электровозов ЭП1 из ремонта объемом ТР-1. Тем не менее, парк локомотивов на Октябрьской дороге постепенно обновляется — в 2022 году поступило 15 новых тепловозов и электровозов. Также проводится замена кресел на виброзащитные, оборудование кабин вентиляторами. По словам машиниста эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Московской дирекции тяги, общественного инспектора по безопасности движения поездов Александра Сафонова, есть минусы даже у новых электровозов 2ЭС6.
Система жизнеобеспечения в них находится на высшем уровне: в кабине установлены кондиционер, микроволновая печь, холодильник, все находится в исправном состоянии. Но умывальник и биотуалет при минусовых температурах не работают, так как в них замерзает вода. Игорь Ильченко отмечает еще один негативный фактор — есть случаи хищения оборудования умывальников, устройств подогрева воды и самих биотуалетов, а также их повреждения.
При работе объединенным локомотивным парком на Восточном полигоне пока еще не создана эффективная система контроля сохранности оборудования локомотивов в зоне ответственности Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дирекций тяги. О подобных происшествиях упоминает и Александр Сафонов. По его словам, появились случаи хищения инвентаря в машинах 2ЭС6, которым их укомплектовали на заводе.
Выходом может стать оснащение локомотивов системами видеонаблюдения как в кабине машиниста, так и в машинном отделении. Технические инспекторы держат на контроле состояние кабин локомотивов: регулярные проверки, обращения к руководителям с предписаниями об устранении нарушений помогают устранять недостатки, которых, как уже говорилось, стало существенно меньше. Но, полагают они, бригадам тоже следует уделять этому внимание.
«Правила технической эксплуатации однозначно запрещают эксплуатировать локомотивы с неисправностями систем жизнеобеспечения. Если бы сами машинисты проявляли принципиальность при приемке электровозов, в том числе и из ремонта, ситуация изменилась бы в лучшую сторону», — говорит Игорь Ильченко.
По мнению Дмитрия Москалюка, если машинисты и помощники не остаются в стороне, требовательно подходят при приемке машин после проведения ТО, участвуют в поддержании культурного состояния локомотива, неравнодушны к сохранности инструмента, инвентаря и восстановленного оборудования кабин, все это идет в копилку комфортного локомотива.
«Чтобы улучшить систему жизнеобеспечения локомотива, необходимо привлекать локомотивные бригады, при их желании, к комиссионным месячным осмотрам. Ведь машинист лучше видит и знает, что необходимо для удобства в работе», — считает Александр Сафонов.
Наталья Соловьева, Елена Половинская, Павел Мирошников, Ирина Токарева, Мария Бокова, Олег Гельвиг, Дорпрофжел на ДВЖД, КрЖД, МЖД, СВЖД, ЗСЖД, ОЖД