Переездам поставили условия
С 1 сентября в силу вступают новые «Условия эксплуатации железнодорожных переездов». По сравнению с предыдущим документом в новый внесены дополнения и изменения. «Условия» направлены на усиление безопасности движения.
Документ определяет критерии, по которым переезды обязаны обслуживаться работником, или должны быть установлены те или иные средства, регулирующие движение транспорта. Это, в частности, шлагбаум, заградительная сигнализация, противотаранные устройства. В этом списке появились и новые устройства, например, такие как табло обратного отсчета времени до включения красных сигналов на светофорах и устройство автоматизированного удаленного управления и (или) контроля свободности зоны переезда.
Кроме того, внесен дополнительный критерий, по которому переезд должен обслуживаться дежурным работником. С 15 до 30 дней увеличен период оповещения водителей автотранспорта о переводе переезда на обслуживание без дежурного. Увеличено значение максимальной скорости движения поездов (до 160 км/час и выше), при котором устанавливается минимальное время прекращения движения автотранспорта через переезд.
Сокращены разделы «Условий...», относящиеся к исполнению должностных обязанностей дежурного по переезду и других причастных работников, их действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Например, в новом документе нет абзаца, касающегося действий дежурного во время прохода поезда, нет и раздела о том, как действовать в случае ДТП и иных внештатных ситуаций.
Однако, по словам заместителя руководителя технической инспекции труда по безопасности движения аппарата ЦК профсоюза Николая Ефремкина, это не означает, что вышеупомянутые обязанности снимут с работников. «Владельцы этих объектов должны будут принять свои локальные нормативные акты, в которых будут прописаны исключенные из «Условий...» пункты, регламентирующие порядок работы дежурных по переезду», — поясняет он.
Сегодня на сети РЖД эксплуатируется 10 298 переездов, из них 2203 обслуживаются дежурным. Несмотря на обилие технических устройств, долженствующих препятствовать выезду машин на переезд, и штрафы, полагающиеся за нарушение ПДД, по словам дежурных, водители нередко пытаются обогнать другие машины прямо на переезде, проскочить на красный свет.
Итог — более 200 ДТП каждый год (согласно статистике за последние пять лет). В среднем 130 пострадавших и 40 погибших. При этом все аварии произошли по вине водителей автотранспорта, грубо нарушивших ПДД. А 80% столкновений автомобильного и железнодорожного транспорта произошло на переездах III и IV категорий, не обслуживаемых дежурным.
Для повышения уровня безопасности движения запланировано оборудование регулируемых переездов, не обслуживаемых дежурным, автоматическими шлагбаумами, перекрывающими половину проезжей части автомобильной дороги. По инвестиционной программе этими устройствами планируется оборудовать 158 переездов, в перспективе — еще 476. Сегодня их опытная эксплуатация проводится на Московской железной дороге.
Кроме этого, разработчики «Яндекс. Навигатор» и владельцы автомобильных дорог вносят в указанную систему данные о переездах, почти 1 тыс. уже занесены. Навигатор будет информировать водителей о приближении к ним. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» до 2035 года планируется построить и реконструировать 441 автодорожный путепровод, из них 38 на Восточном полигоне. Это позволит закрыть 475 переездов.
При столкновениях поездов с тяжелой автотранспортной техникой страдают и локомотивные бригады — получают тяжелые травмы, бывают и летальные исходы. Поэтому профсоюз настаивает на том, что кабина локомотива должна быть крепкой и надежной, чтобы защитить машиниста и помощника. РОСПРОФЖЕЛ обращался с этим вопросом в Дирекцию тяги, итогом стала разработка технических требований к системе защиты бригад при аварийном столкновении подвижного состава с препятствием, в соответствии с которыми каркас кабин локомотивов будет производиться усиленным и укрепленным.
«В настоящее время не только новые локомотивы проектируются и производятся с учетом этих требований, но и разработаны технические решения по усилению кабин машиниста при капитальном ремонте эксплуатируемых серий локомотивов», — говорит Николай Ефремкин.
А с 2020 года по предложению профсоюза в коллективном договоре ОАО «РЖД» действует норма о компенсации за восстановление психоэмоционального состояния работников локомотивных бригад после наезда на людей или транспортные средства. Тем не менее, никакие компенсации и технические средства не спасут, если водитель решил пренебречь правилами пересечения переезда.
Так что главная рекомендация автолюбителям — соблюдать осторожность