Контроль для каждого
Ольга Прямицына, корр. «Сигнала»
Приняты новые документы об организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта. Они определяют, как должен быть организован общественный контроль, а также полномочия и порядок работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов и других работников ОАО «РЖД».
Как рассказал заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов, это «Методические рекомендации по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» и «Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД».
Руководство общественным контролем, как и прежде, осуществляет РОСПРОФЖЕЛ. Главная новация заключается в том, что теперь работу по выявлению нарушения безопасности движения или условий, угрожающих безопасности, наряду с общественными инспекторами смогут выполнять и рядовые работники компании.
«Новый документ фиксирует, что общественный контроль — это дело не только выборного работника — общественного инспектора по безопасности движения, — но каждого сотрудника компании.
Для этого им будут предоставлены специальные инструменты: через сервисный портал работника ОАО «РЖД» откроется доступ к технологии «Мобильный общественный инспектор», с помощью которой железнодорожник сможет передать информацию о нарушении адресату», — говорит начальник отдела технического аудита Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Евгений Черюк.
«Мобильный общественный инспектор» — это модуль портала «Навигатор безопасности ОАО «РЖД», который работает уже три года. С его помощью инспекторы в электронном виде передают ответственным лицам информацию о выявленных нарушениях, которые могут повлиять на безопасность движения поездов. Приложение можно использовать как со стационарного рабочего места через браузер, так и со смартфона. С его помощью можно также отследить ход устранения нарушений.
Евгений Черюк отмечает, что к настоящему времени общественные инспекторы на отлично освоили возможности этой технологии и могут уже сами обучать своих коллег ее применению. Это значит, что их задача становится шире, что и отражено в новых документах. Так, в список задач ОИБД добавлены еще три: вовлекать железнодорожников структурного подразделения в работу по общественному контролю, повышать эффективность работы системы управления безопасностью движения в структурных подразделениях, выявлять причины, способствующие появлению ошибок персонала.
На начальном этапе — помочь железнодорожникам освоить цифровую технологию «Мобильный общественный инспектор». Информация о зафиксированных ими нарушениях — а в методических рекомендациях подробно расписано, какие данные должны быть внесены в систему, — будет поступать руководителю предприятия.
Схема взаимодействия участников общественного контроля включает в себя также общественных инспекторов по безопасности движения, ревизоров по безопасности движения и профсоюзных работников и исключает возможность того, что сведения о нарушении «затеряются» и оно не будет исправлено.
В «Методических рекомендациях по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» указаны требования к кандидату в общественные инспекторы. Его производственная деятельность должна быть связана с движением поездов и маневровой работой.
Кандидат не должен иметь дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой и технологической дисциплины в течение предыдущего года работы и иметь стаж работы на железнодорожном транспорте не менее одного года. Он должен обладать определенным набором базовых знаний о работе железнодорожного транспорта и пользоваться авторитетом в трудовом коллективе.
Также кандидат в общественные инспекторы должен пройти обучение. Руководитель структурного подразделения, в свою очередь, обязан обеспечить общественным инспекторам доступ к оборудованному рабочему месту, подключенному к порталу «Навигатор безопасности» и к «Мобильному общественному инспектору».
Между тем количество замечаний о нарушениях, зафиксированных с помощью приложения, растет. Так, в 2021 году в систему было внесено 54 тыс. замечаний, в 2022-м — 67 тыс. Правда, пока еще, как показывает статистика, общественные инспекторы преимущественно передают информацию о нарушениях по старинке, с помощью оформления акта на бумаге.
Это связано с рядом причин, среди которых, например, необходимость дополнительной настройки приложения: при отсутствии интернета в отдаленных местах должна быть возможность в приложении заполнить необходимые формы, чтобы затем они «подгрузились» при появлении сети, считает руководитель технической инспекции труда профсоюза — главный технический инспектор труда Андрей Лазарев.
Отход от «бумаг» для облегчения процесса обмена информацией и ускорения устранения нарушений — цель на ближайшее будущее. «Одна из задач общественного контроля по обеспечению безопасности движения на 2023 год — это переход на полную автоматизацию передачи замечаний и сбору отчетности через приложение «Мобильный общественный инспектор» с 1 января 2024 года», — говорит заместитель председателя профсоюза Андрей Карабанов.
— Организациям прямого подчинения, которые не входят в холдинг «РЖД», профсоюз рекомендовал также рассмотреть вопрос об организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов в их подразделениях».