Искусствовед путей сообщения
ВАЛЕРИЙ БРОК, внеш. корр. «Сигнала»
К началу ХХ века жанр портрета в живописи радикально поменялся. Появление фотографии упразднило его прямую функцию, предложив более простой и дешевый способ запечатлеть себя, любимого. Теперь художники писали портреты либо по заказу, либо по дружбе. Не стали исключением Сергей Малютин и Виктор Васнецов, сохранившие для нас облик инженера путей сообщения, воронежского искусствоведа и краеведа Юрия Успенского. Родился Юрий Иванович в Старом Осколе Курской губернии. Отец его в свое время сам обучился грамоте и выбился в писцы. Успенский-младший пошел дальше — окончил классическую гимназию в Воронеже и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1898 году с дипломом первой степени. По окончании института Успенского направили на строительство Екатерининской (Донбасской) железной дороги, где он прошел все этапы служебной лестницы — до директора дороги. В 1908 году из печати вышел фундаментальный труд Успенского «Железобетонные мосты и путепроводы в России. Описание сооружений и производства работ с приложением расчетов мостов и технических условий». Сейчас эту книгу вспомнят в основном специалисты, но Успенский заслужил место в истории как один из основоположников применения железобетонных конструкций в железнодорожном строительстве. В 1912-м Юрия Успенского перевели в Петербург, в МПС, на должность начальника отдела, курировавшего строительство казенных железных дорог. После революции инженер вместе со своим отделом вошел в штат Комитета государственных сооружений Высшего совета народного хозяйства, но в 1920 году, в связи с разрухой на транспорте, уехал к семье в Воронеж. В 1920-1923 годах Успенский жил в Воронеже, трудился профессором Воронежского университета на кафедре истории техники и прикладной экономики, членом правления Юго-Восточной дороги, председателем секции научных работников Воронежа и одновременно на общественных началах — директором Музея древностей и изящных искусств Воронежского университета, которому подарил изрядную часть своей коллекции. Одновременно Юрий Иванович работал над книгой «Старый Воронеж» по истории архитектуры города. Она была издана тиражом 1000 экземпляров в 1922 году и давно стала библиографической редкостью. В книге была 21 репродукция картин, акварели, фотографии и два листа чертежей зданий, выполненных с натуры. Ну а в 1923 году Успенского призвала к себе Москва. Он трудился в Техническом совете Главного управления Госплана ВСНХ, в Транспортной секции Госплана СССР, пока в 1928 году тяжелая болезнь не приковала его к постели. А уезжая из Воронежа, Юрий Иванович подарил созданному им музею еще 100 произведений из своей коллекции.